Виктория Ивченко

МИСТЕРИЯ ТАЛАНТА И ЖИЗНИ

Концерты заслуженного артиста Украины, лауреата многих международных конкурсов Игоря Завадского всегда проходят с огромным успехом как в столице, так и за ее пределами, чему способствуют его уникальный дар, а также репертуар, состоящий из прекрасной классической и современной музыки. Аккордеонист Игорь Завадский ежегодно собирает в концертных залах тысячи зрителей. Какое духовное воздействие оказывает его игра на публику? Люди приходят сюда просто отдохнуть и послушать музыку или понять нечто важное для себя?..

Как зритель, непосредственно ощутивший атмосферу в зале. могу сказать, что концерты известного исполнителя имеют колоссальную освобождающую силу. Мощная энергетика аккордеона, этого столь богатого по звучанию инструмента, позволяет многим из присутствующих внутренне раскрепоститься, настроиться на более романтический лад. В результате у слушателей открываются глубинные пласты психики; ранее скрытые эмоции и чувства оказываются на поверхности... Происходит своеобразное очищение тысяч душ!

Явление, которое мы наблюдаем, слушая классические произведения в исполнении Игоря Завадского, в некотором смысле можно назвать мистерией, особым мистическим действом. Известно, что в древней Греции существовала целая духовная традиция, в рамках которой актеры выходили на театральные подмостки и разыгрывали, в зависимости от жанра, грандиозные спектакли: комедии, трагедии или драматические произведения. Подобные зрелища, помимо заложенной в них философской основы, должны были воздействовать на публику и психологически: различными способами зрительское восприятие освобождалось от излишнего психического груза. Мистерия всегда заканчивалась радостью, победой над тьмой. Зрители, очищенные и просветленные, с новыми силами возвращались к своим повседневным заботам. Главный же секрет такой "психотерапии" заключался в том, что актеры владели особым искусством перевоплощения, благодаря чему они мастерски разыгрывали сцены из древних сказаний и драматических произведений своих современников. Неординарный, творческий подход, умноженный на труд и великое терпение, обеспечивали успех грандиозного действа.

Все сказанное выше можно по праву отнести и на счет выступлений Игоря Завадского. Хороший контакт с публикой, ответная волна чувств и эмоций создают атмосферу тепла и благожелательности, настраивают на более светлое восприятие мира. Во время концерта люди получают мощный духовный импульс, ведь музыка, звучащая в зале - это высокое и прекрасное Искусство. В сочетании же с неповторимым исполнительским стилем она способна творить настоящие чудеса!

Конечно, чтобы в полной мере воспринять происходящее в зале. нужно быть слушателем как минимум непредвзятым. К сожалению, иногда приходится слышать и весьма прохладные отзывы. Это преимущественно мнение "высоких профессионалов", скрупулезно придерживающихся принципов той или иной школы, а также определенной части публики, "достучаться" до которой попросту невозможно...

Весьма интересным в этом плане музыкальным событием стал недавний концерт, организованный студентами, аспирантами и преподавателями Национальной музыкальной академии Украины им.П.И.Чайковского. Он состоялся в одном из учебных залов этого почтенного заведения. Было очень интересно наблюдать и за публикой, и за исполнителями! Представилась возможность сравнивать, поскольку выступали только аккордеонисты, Что бросилось в глаза сразу же?.. Не только качество игры, но и разность темпераментов, характеров: одни играли сдержанно и проникновенно, другие - весело притоптывая ногой... Кто-то неподражаемо закатывал глаза... Кто-то сидел почти неподвижно, уткнувшись с головой в ноты... И все же аккордеон - инструмент для людей эмоциональных и глубоко чувствующих! Даже филигранно исполненная в профессиональном отношении вещь не может не быть подкреплена артистичностью исполнителя. В этом отношении выступление Игоря Завадского выглядело поразительным, хотя публика в зале внешне оставалась практически невозмутимой... Зато немногочисленные почитатели творческого дара музыканта, присутствовавшие здесь, были потрясены. "Адажио" Альбинони в его исполнении, по словам одной из слушательниц, прозвучало как... реквием? Признаюсь, меня также поразила трагедийность музыки. Это выступление, завершившее концерт, отличалось от всех предыдущих качественно иной манерой исполнения. Однако разгоревшаяся позднее дискуссия показала, что профессиональная публика всегда настроена более-менее критично и склонна подмечать в первую очередь недостатки, не придавая особого значения достоинствам. Многих в игре Завадского волновало лишь соответствие или несоответствие определенным общепринятым канонам... Что ж, за деревьями леса не видно! Талантливая, незаурядная личность, посягающая на эти самые каноны, часто способна вызвать бурю не только среди своих коллег, ной в более широких исполнительских кругах. Хочется в этой связи пожелать Игорю Завадскому особой стойкости и мужества в борьбе за свое творчество. Думается, слова поддержки особенно важны на фонетой неблаговидной кампании, развернувшейся в последнее время вокруг его имени. Так же как у книги должен быть свой читатель, так и у исполнителя должен быть свой слушатель! Только тогда происходит НЕЧТО, способное пробудить, всколыхнуть пришедшего на концерт человека. В противном случае равнодушный зритель так и останется в своей "скорлупке".

Мы живем, как говорят на Востоке, в "эпоху перемен", которая во многих отношениях противоречива и сложна. Разобраться в себе, найти свой, неповторимый путь помогает нам сегодня и аккордеон Игоря Завадского. Есть надежда, что вместе мы преодолеем завалы - как в собственных душах, так и в окружающей нас сегодняшней жизни.

Март, 2003г.

Беседа с Игорем Завадским о природе творчества, о мастерстве исполнителя началась с вопроса: "Что такое Мистерия"? Одно из значений этого слова в переводе с латыни - "тайна, таинство". Жизнь - это великая Мистерия, великая тайна, постижением которой мы занимаемся ежесекундно... Каждое мгновение - новый выбор. И от того, насколько правильным будет этот наш выбор, зависит в жизни все, в том числе и успех в любой сфере человеческой деятельности. Необходимо услышать себя, оценить по достоинству свои возможности и всеми силами добиваться полной духовной самореализации. Сделать это весьма непросто. У каждого из нас - свой путь, своя судьба. Чтобы понять, ради чего ты живешь на земле, зачем ты пришел в этот мир, необходимо прозрение. Подчас этому мешает душевная слепота: эгоизм, тщеславие... Иногда - обыкновенное невежество, отсутствие элементарных знаний... Необходим также и жизненный опыт... Правда, зачастую он оказывается весьма болезненным - человеческая душа проверяется на прочность! Жизнь показывает ей как бы свою изнанку: вот, смотри и запоминай... Некоторые души крепнут, растут, несмотря на суровые испытания. Другие - ломаются. По-разному складываются судьбы. Но сейчас речь - о творческой личности: сильной, жизнелюбивой, стремящейся обогатить мир произведениями искусства. Такая личность прозревает свою Судьбу, вернее, свое духовное предназначение в очень раннем возрасте и остается верна ему до конца. В Библии есть притча о талантах; один преумножает их, а другой - зарывает в землю... Помочь себе и миру измениться, наполниться вибрациями более тонкого порядка, одухотворить материю - вот задача из задач! С ней-то и должен справиться музыкант, поэт, писатель или художник.
    Разговор заходит о классическом музыкальном произведении, об особенностях разных исполнителей. Так, некоторые из них, изрядно подкованные в теории профессионалы, стараются играть "правильно", скрупулезно воспроизводя каждую ноту. Это - всего лишь точное повторение, пусть даже, порой, и виртуозное. Гораздо интереснее и глубже раскрывают суть произведения те исполнители, которые, по выражению Игоря, имеют "чистое ощущение музыки". Им удается максимально полно соединить музыкальную форму произведения и его внутреннее содержание. При этом первое нередко страдает - так считают все те же профессионалы. Слишком много "ошибок"! Один из них, правда, признался недавно, что "ошибки" эти какие-то гениальные... Все удивительным образом оказывается на месте, произведение звучит, как единое целое! В чем же тут дело?..
    Видимо, ответ находится в области, доступной для понимания лишь небольшого числа специалистов, еще окончательно не утративших это самое "чистое ощущение музыки", не подменяющих Гармонию логикой, жестким анализом. Ведь при глубинном погружении музыканта в исполняемое им произведение происходит своеобразная медитация, затрагивающая самые сокровенные тайники его души. Это чувствует та часть публики, которая, может быть, весьма далека от проблем музыкальной критики, но готовая к сопереживанию, открытая для него. Чаще всего подобное происходит подсознательно, интуитивно...
    Итак, исполнитель, стремящийся к подлинной передаче сути произведения, наполняет его своим глубинным переживанием. Нет, не эмоциями, а именно переживанием! Он должен прочувствовать то, что он играет, всем своим существом, как если бы это была его собственная музыка... При такой степени погружения в произведение "ошибки" превращаются в новую, неведомую мелодию, творимую в особом состоянии, имя которому -Вдохновение! Нет, не по прихоти исполнителя, но по Высшему наитию меняется форма, звучат "не те" ноты... Происходит нечто загадочное, необыкновенное, другое имя которому - Мистерия! Настоящий музыкант всегда ведет тайный разговор с публикой, готовой услышать его. Это могут быть один-два человека в зале, может быть несколько... Но чем талантливее исполнитель, чем ярче он проявляется, тем большее число слушателей откликается на его игру. Их уже не десятки, не сотни, но тысячи -благодарных сердец, раскрытых, как лепестки роз... Пришедшие на концерт порой даже не догадываются о тех переменах, которые могут произойти с ними в концертном зале. Шелуха повседневной суеты вдруг опадает; из-под нее показываются давно забытые впечатления, радости и горести. Это - как очищение, как избавление от непомерного психологического груза. Выйти просветленным с такого концерта - не самая ли большая награда для зрителя, всецело откликнувшегося на Музыку?..

...Разговор заходит о ближайших планах. "Очень хочу сыграть I концерт ре минор для клавира с оркестром И.С.Баха, - говорит Игорь. - Даже не знаю, почему... Там звучат такие откровения! Возможно, эта музыка будет способствовать выходу на новый творческий уровень, ведь произведение отличается необыкновенной внутренней ясностью и стройностью. В него заложены такие философские глубины, которые невозможно постичь без предварительной подготовки.
    Что такое путь Музыканта в самом высоком понимании этого слова? На Востоке есть понятие Дао - духовного пути. Его можно проходить по-разному, в зависимости от врожденных качеств. Но всегда это - путь с сердцем, путь полной самоотдачи и любви к своему делу. По сути, так рождается Мастерство Жизни, неотделимое от духовной практики. Человек живет целостно, полноценно проживая каждое мгновение своего существования в земном мире. А ведь есть еще и мир небесный... Горний, как говорили в старину. И этот мир присутствует рядом, здесь и сейчас, многими из нас не воспринимаемый и опускаемый из контекста повседневной жизни. Тем, кому дано постичь его присутствие в себе, открывается еще одно измерение Бытия. Может быть, не одно даже, а несколько... Наш трехмерный земной мир - это далеко не верх совершенства. Чем тоньше вибрации, чем они разнообразнее, тем совершеннее пространство, порождающее их. Библейские рай (как, впрочем, и ад) - это очень упрощенный, но, тем не менее, точный взгляд на природу вещей. Те миры, которые находятся ниже нашего земного плана, т.е. энергетически более материальны, можно отнести к библейскому аду. Дух там порабощен Материей до такой степени, что почти не имеет возможности проявиться в полной мере. Но порабощение это, видимо, необходимо для дальнейшего духовного совершенствования и является его необходимым условием.
    Проникая же в высшие сферы, своего рода рай небесный. Дух совершает работу сразу во многих измерениях. Здесь значительно возрастает степень его свободы и зрелости.
    Возвращаясь к теме разговора о Музыке, ее способности облагораживать души слушателей, стоит сказать о том, что музыкальное искусство является наиболее полным выражением творческого синтеза- Ее звучание одновременно сливается с душами сотен слушателей, сопереживающих и откликающихся на духовный призыв. Особыми в этом плане качествами обладает классическая музыка, созданная композиторами в прошлые века. Тогда это искусство было всецело подчинено интересам публики, способствовало развитию понимания высокого Искусства, Это был своеобразный разговор, медитация, все та же древнегреческая Мистерия, пробуждавшая и облагораживавшая человеческие души. Здесь еще не отдавалось предпочтение некой избранности, принадлежности к узкому кругу "тонких ценителей" элитарного искусства, напрочь оторванного от жизни. Здесь было нечто настоящее, подлинное и бесконечно прекрасное... К сожалению, мы постепенно утрачиваем связь с этим миром, глубоко духовным по своей сути. Мы вступили в эру замкнутости на самих себе, на придуманных ценностях, на нежизнеспособных идеях - в музыке, в живописи, в литературе... Такие потуги ведут в никуда. Они бесплодны, антидуховны.
    И только по-настоящему талантливая личность способна возродить давние традиции, вернуться к истокам. Для этого требуется немалое мужество и отвага: идти не проторенным путем массовой культуры, а своим собственным, неповторимым, данным тебе от Бога.
    Итак, Музыкант от Бога, кто он? Часто ему достается сложная судьба, со множеством перипетий, нередко, весьма горестных... "Через тернии к звездам!" - вот девиз творческого одиночки. Чтобы пробиться наверх, необходим упорный труд. Души, прежде всего. И рук. Мастерство даром не дается. Социум не так просто позволяет кому бы то ни было подняться до уровня истинного Мастерства. Пока ты в серой массе, "как все", тебе намного проще заработать, прокормиться, устроиться в жизни. А если хочешь чего-то большего, что ж, дерзай! Только престижной работы тебе не видать. И удачной карьеры - тоже...
    Чудесное преображение бедной Золушки в Принцессу происходит лишь тогда, когда она, несмотря ни на что, все же достигает желаемого. О, тогда все и каждый устремляются ей навстречу, спешат поздравить с успехом, сфотографироваться рядом на память или хотя бы заполучить автограф. Такова ирония судьбы, никуда от этого не денешься. Мир, в котором мы живем, устроен по собственным законам, отменять которые мы не вправе. Познавать их - это другое дело! И не только внешне, но и внутренне, т.е. познавать СЕБЯ.

ВИКТОРИЯ ИВЧЕНКО

МИСТЕРИЯ ТАЛАНТА И ЖИЗНИ
(продолжение)

...Наши встречи проходили в небольшом уютном кафе на Подоле за чашкой чая. В дневное время посетители сюда почти не заходили, что давало возможность вдоволь наговориться обо всем, что интересно. А беседы здесь, надо сказать, были самые удивительные… Речь заходит о недавно прочитанных книгах - "На полпути к вершине" Марианны Кетлер и "Дао Юнга" Дэвида Роузена. Мы условились о том, что некоторые наиболее важные моменты, касающиеся сущности человека, его духовных исканий, станут основой для наших диалогов. Из них возникали, порой, целые страницы размышлений - о творчестве, о жизни как таковой. Неожиданно раскрывались новые грани личности Игоря Завадского - человека мыслящего категориями, возможно, максималистскими на первый взгляд. Однако, по его собственному признанию, он так чувствует, интуитивно ощущает правильность тех или иных своих поступков. Если подсказка исходит из области сердца, значит это - истина, а не своеволие и эгоизм... У каждого из нас бывают моменты просветления, как говорят на Востоке. Или уверенности в своих силах, в своей правоте. Чем смелее человек, чем он открытее, чем с большей радостью откликается на сигналы, идущие от Реальности, тем больше у него шансов на удачу, на успех. В лучшем смысле этого слова. В конце концов здесь нет места для дешевой популярности или сомнительной славы. Это - плод вдохновенной, самозабвенной работы настоящего Мастера, которому всегда есть что сказать. Но прежде плод должен созреть.
    - Я еще недостоин быть объектом внимания на таком уровне, чтобы обо мне писали книгу, еще не заслуживаю этого. Порой могу изрекать штампованные, стандартные фразы... Это - от множества интервью, порождающих однотипность мышления. Но чтобы проявить себя по-новому, необходимо стать зрелым человеком. Философские истины открываются зрелым людям, я же - в начале пути. На большинство вопросов, предложенных вами для обсуждения, я не готов давать обстоятельные ответы. Это не те вопросы, которые мне задавали для прессы.
    - Но здесь допустима полная импровизация, т.е. поиск того, что может дать собеседник. Если мне что-то интересно из Вашего жизненного опыта и наоборот, значит общение состоялось.
    - Внутреннее чаще всего идет не в ногу с внешним, - продолжает Игорь. - Это разные вещи. Мне есть что сказать людям на языке Музыки, а не слов. Во время игры мне открываются поразительные вещи!..
    Мы говорим о духовном пути как о пути Творчества, который является наиболее органичным, наиболее естественным для человека. Он должен максимально соответствовать внутренним запросам личности, помогать ей раскрываться всесторонне и полностью. Порой духовные искатели бывают не готовы к настоящему поиску, поэтому их притягивают различные ортодоксальные или нетрадиционные системы. Такие люди часто не осознают, что искания, к которым они устремляются, не вполне соответствуют их сущности. Где-то они еще не созрели, где-то завышают свои задатки. И это беда, когда самомнение завышено...
    - Мне кажется, что настоящий учитель - это, в первую очередь, ученик. Настоящий учитель чувствует себя вечным учеником. Но тот, кто всерьез считает себя учителем без достаточной самокритичности - тот потерпел фиаско! У него многому не научишься... Получается так, что обычно учат те, которые сами не сумели чего-то добиться. Даже, скажем, не учат, а поучают!
    Однако, люди, готовые всегда прислушаться к чужому мнению, имеют больше прав претендовать на роль учителя. В книге Марианны Кетлер "На полпути к вершине" хорошо сказано об этом: кто имеет право учить, а кто - нет... Еще там говорится о работе над собой. Но, по-моему, это выражение не совсем точно отражает суть данного явления. "Работать над собой" - звучит как-то неестественно! Получается, человек должен ломать себя, менять что-то насильно. В этом есть известная доля натяжки, негармоничности, что ли... Мне кажется, нужно формировать направление потока своих мыслей. Тогда это и будет настоящая работа, иными словами - поиск. Мне больше нравится именно это слово. Я всю жизнь ищу, во всем. Т.е. моя жизнь - это вечный поиск. И я никогда не останавливаюсь на чем-то одном. Мои взгляды и предпочтения всегда готовы меняться. Если мне кажется, что я уже нашел тот идеал, который искал, все равно должно быть еще что-то большее... То же самое могу сказать о музыке: когда играю на сцене, это нельзя назвать работой! Это не работа в прямом смысле слова, хотя физические и моральные затраты велики. Иные удивляются: разве ты не работаешь?.. На самом же деле я получаю удовольствие от общения со сценой и публикой. Как это можно называть работой?!
    Итак, поменяв слово "работа" на слово "поиск", мы поставим все на свои места, и человек приобретет гораздо больше ценного в мире. Сразу станет ясна основная идея: тот, кто настроен на позитив, всегда будет его искать. Проще говоря, необходимо двигаться только в позитивном направлении: искать ориентиры, идеалы, которые соответствуют твоей внутренней сущности и благотворно влияют на нее.
    А тот, кто непременно хочет иметь духовного наставника, чаще всего использует его как прикрытие, объект перекладывания ответственности за свой выбор на другого. Если он ищет для того, чтобы в дальнейшем укрепиться в своем самомнении, тогда эта позиция - потребительская. Очень быстро он находит нечто, получая при этом информацию от окружающего мира, и тогда у него появляется ложное представление о своей роли в нем.
    - Скажите, Игорь, что же такое потребительство и поиск?
    - Два противоположных отношения к жизни. В чем суть этих явлений? Поиск всегда связан с чем-то необычным, редким, тем, что мы называем золотым зерном. С другой стороны, потребительство (в любом его виде) предполагает наличие каких-то штампов, связанных с расхожим мнением. В моей работе иногда приходится использовать определенные стереотипы для привлечения внимания зрителей к истинным ценностям, заложенным в классической музыке. Так, это может быть яркая, красочная афиша, способная захватить воображение определенной части публики... Люди идут на выступление знаменитости, но в то же время - послушать серьезные музыкальные произведения. Приобщение к высокому довольно часто происходит через обыденное: громкое имя, успех... В этом я вижу одну из сторон своего творчества: донести до зрителей классическую музыку, помочь их душам раскрыться навстречу ей - если они, конечно, сами того захотят! Предвзятой или далекой от высоких материй публике мои концерты мало чем помогут; должно быть желание хотя бы понять, если не полюбить...
    Еще одна категория людей, о которых уже шел разговор,- профессионалы от музыки. Их профессионализм зачастую оборачивается чрезмерной приверженностью к "правильному" исполнению, без малейших отступлений от нот. Но, ведь, музыка - это не математика, не логические построения, это - живой и изменчивый мир, озвученный инструментом исполнителя, его душой. Сегодня он - один, завтра - другой. Уловить все эти оттенки и переходы настроения - и композитора, и своего собственного, добиться того, чтобы произведение стало созвучно твоему внутреннему миру - задача из задач для музыканта. Публика тонко чувствует подобные вещи и живо откликается на них. Академическое же исполнение навевает, порой, тоску...
    С другой стороны, человек может искать не как потребитель, он ищет, чтобы отдать... Вот я ищу точно, чтобы отдать: чем больше я нахожу, тем больше я отдаю! Или даже наоборот: сначала отдам, а потом ищу, потому что понимаю все преимущества этого. Чем больше я отдам, тем больше получу! И когда начинаются какие-то жизненные сложности (видимо, темные силы не дают мне спокойно жить; этот порочный круг никак не размыкается), я черпаю силы из своих внутренних резервов, понимая, что все неприятности - шелуха, которая со временем уйдет в сторону. Я не обижаюсь и не умею это делать, никого не обвиняю и не думаю плохо ни о ком. Я радуюсь, избавляясь от еще одного балласта.
    - Уходит старое и приходит на его место нечто новое...
    - Пребывая в постоянном поиске этого нового, в 99 случаях из 100 я снова-таки обнаруживаю под внешней оболочкой шелуху... И только в 1 случае находится та самая крупица золота, которая дает мне вдохновение и стимул к новому творчеству, а также уверенность в том, что в жизни есть справедливость. Мой поиск рано или поздно увенчивается успехом. И вот пока 99 раз я не ошибусь - из-за своего доверия, своей искренности, т.е. того, что пугает людей, не привыкших к такому общению, - я не найду то, что мне необходимо. Ведь общеизвестно, что бесплатный сыр - только в мышеловке, просто так ничего не бывает... Но это не мой стиль! И то, что я могу жить по иным законам, выглядит весьма странным в глазах многих окружающих. Я бы сказал, что порой у меня бывает полное расхождение с общественным мнением. Именно поэтому некоторые предприимчивые люди иногда пытаются использовать меня в своих целях. Ими движет, прежде всего, зависть, несправедливое отношение, а также понимание того, что я могу жить так, как хочу, а они - нет. Это своего рода вызов, порождающий негативную реакцию с их стороны и, как следствие, желание сделать какую-нибудь, простите, гадость, чтобы посмотреть, как после этого я утрачу свое счастье. Ведь они видят, что я - счастливый человек. Значит, это счастье нужно отобрать... Некоторых просто бесит, что я счастливый! Кое-кто думает; вот возьму и такого счастливого человека сделаю несчастным. Как я сразу себя больше уважать стану!
    - Есть такое понятие: мелкий тиран. Это когда человек без конца "достает" тебя, а ты спокойно преодолеваешь все его козни и в результате выходишь победителем!
    - Да, он еще не достал меня по-настоящему, но шансы все-таки остались, хоть и небольшие... Но - почему-то я чувствую это интуитивно - опасность начинает уменьшаться, и я нейтрализовал свои реакции на это событие. Однако, я не показал страха, но пошел навстречу самой большой опасности, которая могла быть в тот момент. Мой оппонент ожидал, что сумеет задеть меня, в результате чего я стану таким, как он: начну реагировать на него, размышлять об этой ситуации... Да, если бы я волновался, думал, что не принадлежу самому себе, тогда этот человек мог бы расправиться со мной, воспользовавшись тем, что я открыт, весь как на ладони! Иными словами, не прячусь, не строю из себя недоступность, не развиваю свою контригру, свою интригу. Желание выгоды и намерение лишить меня какого-то счастья - вот основные мотивы такого поведения. В принципе, лишить счастья меня невозможно! Не знаю, что должно произойти, чтобы я стал несчастным...
    - В определенных ситуациях максимальная открытость является одновременно и максимальной защитой - Вы не думали об этом? Безупречность такой позиции становится здесь синонимом неуязвимости.
    - Обыденная жизнь, повседневная суета постоянно затягивают человека, стараются сделать его в глазах окружающих таким, как все! Т.е. чтобы ты жил по тем же общепринятым меркам, предполагающим зависть, месть, корыстолюбие... Для меня открытость - это норма жизни. Мне порой говорят: "Что ты делаешь, нельзя быть таким доверчивым! Ты понимаешь, в каком мире ты живешь?.. Наоборот, надо максимально закрыться, стать скрытным, не доверять никому. Эта твоя открытость - большой промах, ошибка!"
    Но для меня открытость - это осознанная вещь. И так по нарастающей: чем больше происходит неприятностей, тем больше я открываюсь. Здесь вроде бы нужно закрыться, испугаться, а у меня все наоборот... Я стремлюсь к открытости, повторяю, осознанно и считаю, что так и следует продолжать действовать. По-настоящему искать можно только следуя порывам своей души, каким-то идеалам... Иными словами, идет поиск этого идеала.
    - А, может быть, это некий внутренний стержень, который или есть, или нет?.. Если оставаться верным себе, не отступать от этого стержня, от внутреннего центра, тогда можно выиграть. Оставаясь внутри круга, не выходя за его пределы, можно избежать серьезных опасностей!
    - Во многих знаменитых музыкальных произведениях очень часто звучит следующая идея: человек бросает вызов обществу. Например, в свое время я исполнял "Кориолан" Бетховена, где эта идея воплощена особенно ярко. И почти всегда главный герой погибает... Ну, только в сказках он остается цел и невредим!
    - А знаете, почему он погибает? Потому что недостаточно безупречен.
    - Правда? Я подумаю над этим. Но... Почему же тогда Кориолан, этот идеальный персонаж, бросивший вызов обществу, позднее был предан и затем погиб? В чем он был небезупречен? Слабости ведь у всех есть...
    - Здесь речь идет о безупречности высшего порядка. Это качество, которое присуще уже не обычному человеку, а... воину духа! Ступивший на эту стезю ведом только собственным сердцем; он ни на миг не позволяет себе расслабиться. Это как пройти по узкой тропе над краем пропасти: шаг влево, шаг вправо... Однако, в нашей повседневной жизни такое практически невозможно. Существуют различные практики, позволяющие новичку овладеть подобными навыками, но это уже другой разговор.
    В приведенном Вами примере главный герой, очевидно, допустил промашку, вот и поплатился. Его, как говориться, зацепили за какую-то слабость, а если бы им не за что было зацепиться, они бы просто не смогли его достать... Сейчас мы пытаемся обозначить идеал, которого среди обычных людей почти нет! Здесь речь идет о духовном пути.
    - Но я не считаю духовным путем то, что я делаю на сегодняшний день. Это естественный жизненный путь. У меня поиск скорее подсознательный, чем сознательный... Т.е. сознание очень часто сопротивляется подсознательному, которое нередко противоречит общепринятым канонам и взглядам.
    - Помните, "воин идет по пути сердца"?..
    - Да, действительно, не я ищу, ищет мое сердце! Нечто подсознательное ведет меня, а что это - я не знаю...
    - Чистота сердца является основой пути. Насколько у Вас чистое и открытое сердце, настолько Вы можете продвигаться по нему. Это и есть тот вид безупречности, когда для человеческих слабостей уже не остается места, они вытесняются и замещаются чем-то более существенным и важным.
    - А для обычного человека безупречность - что это такое? Это быть самим собой?..
    - Человеческие качества изначально предполагают наличие несовершенства. Здесь как бы два противоположных полюса: обычный человек и воин духа, который всегда и во всем практикует безупречность. Однако, главный его компас - сердце.
    - Если выразить это иными словами, то можно сказать, что сила в правде, а не, скажем, в деньгах... В чем же сила правды? Это же и есть правда сердца! Когда человек чувствует, что правда на его стороне, он становится сильным!
    - Да, это помогает ему избежать многих опасностей. Наверное, безупречность является самым совершенным оружием.
    - А я вначале делаю так, как чувствую. Но затем начинаю сомневаться. Сомнение присутствует всегда: я никогда до конца не уверен, что все делаю правильно... Вдруг кого-то обидел или сделал что-то не так? С одной стороны, всем угодить невозможно, а с другой - я остался верен себе, но кто-то мог и пострадать...
    И все-таки, если я буду вести себя так, как считаю нужным, не каждому это понравится! А мне в детстве всегда хотелось нравиться всем! Но чем я становлюсь старше, тем больше убеждаюсь в том, что это невозможно. Мне жизнь подкинула в общении такого человека, который помог мне понять, что всем угодить невозможно. И понравиться всем - тоже!
    У меня был один знакомый, который раньше считал меня своим кумиром, хотя теперь он изменил свое мнение на противоположное. В свое время он даже переехал из другого района поближе к моему дому. А сейчас и знаться со мной не хочет, пытается принизить мои заслуги в глазах всех и каждого. Но... тем самым он очень мне помогает! Я все никак не мог понять: почему меня так тянет к общению с этим человеком? Ведь раньше он буквально гонялся за мной, а теперь демонстративно отстранился. Возможно, потому, что я где-то не уделил ему должного внимания, когда ему особенно хотелось этого. Поэтому я захотел разобраться в мотивах его поведения... Пришел даже к нему на день рождения, хотя это не мой стиль - ходить в гости! И тут он начал игру, достаточно искреннюю с его стороны, которая меня очень заинтересовала. В какой-то момент я понял, что столкнулся с чем-то маленьким и весьма приземленным... Словом, с человеком, который за счет хорошо подвешенного языка пытается произвести впечатление на окружающих. Да, он очень начитанный, оперирует какими-то фразами, именами писателей, т.е. тем, от чего я достаточно далек. Я почувствовал: мой бывший поклонник держится за нечто такое, что в жизни для него является всем, а для меня это пройденный этап. Я увидел в нем свое отражение, поскольку и сам таким когда-то был...
    - Но как же найти то самое золотое зерно или крупицу золота, о которой мы уже упоминали? Ведь в 99 случаях из 100 находка оказывается обыкновенной шелухой...
    - Для меня зерном является нечто ценное и редкое. И это, прежде всего, смелость, т.е. то, чего я практически не встречал среди обычных людей. Данное качество всегда идет вразрез с общепринятыми мерками, т.е. когда не боятся идти по своему пути, действуют так, как считают необходимым!
    Но дело еще и в том, что по пустякам или на словах я могу подстраиваться под кого-то, но затем все равно делаю по-своему, и это порой очень сильно раздражает... Тот человек, о котором я рассказывал, хотел даже выступить в роли моего учителя музыки! Его задача - сделать из музыки математику, а я из музыки делаю нечто, подчиняющееся минимуму законов... Для меня учитель - любой студент! Если кто-то даст мне совет в профессиональном плане, я уже радуюсь: со стороны всегда виднее. Но мой новоявленный "учитель" почему-то решил, что он единственный, кто может претендовать на эту роль. Он пришел ко мне поработать над одним произведением, над другим, но вскоре с ужасом убедился в том, что я все сделал по-другому. А я с ним вначале вполне согласился и играл так, как он просил, а потом все равно вернулся к прежнему, своему собственному варианту. Это его убило! Он решил, что его обманули, поэтому общаться со мной бесполезно... Но разве мне просто так захотелось пренебречь его наставлениями? Я чувствую, что постоянно идет напряженная внутренняя работа; концентрация на том, что я делаю, максимальна. Поэтому всегда готов выслушать огромное количество людей, но затем что-то происходит, идет какой-то самоанализ. У меня есть круг единомышленников, которые дают мне со стороны те или иные советы, касающиеся моей работы. Я всегда их внимательно выслушиваю. Вообще-то ценю профессионалов, знатоков своего дела, находящихся рядом со мной. Это люди с большим жизненным опытом. Правда, иногда мне почему-то все начинают давать советы с точностью наоборот... Однако, сделав по-своему, я выигрываю!
    - Но тогда все просто: нужно всегда слушать себя!..
    - Да, я сам удивляюсь, зачем я обращаюсь за советами к другим?.. Зачем мне это нужно, не знаю...
    - Помните, мы говорили о книге, которая называлась "Дао Юнга". Там рассказывается о жизненном и творческом пути этого выдающегося немецкого психолога. Так вот, основополагающим моментом его научной теории было представление о внутреннем центре. Целью юнговской психологии было как раз достижение этого внутреннего центра, т.е. процесс индивидуации - обретение духовной зрелости, мудрости.
    - Да, но мне кажется, что это все-таки природное явление... Выражение "достичь мудрости" выглядит несколько странно. Если человеку эта самая мудрость дана от природы, то через определенное время, когда у него жизненного опыта накопится столько, сколько нужно, она сама проявится. Не то, чтобы человек стремился стать мудрым: читал книжки, общался с мудрыми людьми, искал себе учителей... Это та мудрость, которая дается немногим. Если человек доживает до определенного момента и количество приобретенного опыта переходит в новое качество, тогда сбывается то, что ему суждено, - он становится мудрым. Вокруг появятся люди, которые будут подпитываться его знаниями, тянуться к нему. Настоящие мудрецы - я уверен - не осознают, что они мудрецы.
    - Восточное изречение гласит: "Знающий не говорит, говорящий не знает".
    - Именно так. Подобные люди не стремятся чувствовать себя мудрецами. Это качество само по себе: или оно есть, или его нет...
    - Юнг был мудрецом высшей категории. Когда-то в своем интервью радио Би-Би-Си, отвечая на вопрос: "Верите ли Вы в Бога?", после продолжительного молчания он сказал: "Я не верю, я знаю!" На протяжении всей своей жизни он познавал Бога не только чувствами, но и сознанием. Но его знание не было схоластическим, оторванным от жизни. Этому выдающемуся ученому были даны огромные потенциальные возможности, т.е. зрелость души.
    - Душа... Она не каждому дается! Но когда она уже набралась неосознанной мудрости, тогда приходит черед осмысленного подхода к явлениям жизни.
    - Скажите, а Вы верите в переселение душ?..
    - Не знаю! Я вообще-то воспринимаю эту идею с интересом, но у меня нет полной уверенности, что именно так все и есть. Мой внутренний голос, моя интуиция молчат по этому поводу. Я верю лишь в то, что могу предполагать, что сам знаю. А если кто-то мне говорит, то я воспринимаю это как холодную информацию.
    - И все-таки примите, пожалуйста, на веру то, что я сейчас скажу...
    - Запросто!
    - Так вот, возможно это и холодная информация, но меня она живо интересует. Интуитивно я чувствую, что все мы когда-то жили в прошлых жизнях. Наш подсознательный опыт, наши редкие прозрения порой выходят за рамки обычных представлений. Просыпается память о далеком прошлом... Это подтверждается и в некоторых моих стихах, которые, как я говорю, "приходят" в особых состояниях. В них оживают образы древних богов, звучат поразительные философские откровения. Вполне возможно, что Юнг, который в позапрошлом веке родился ученым, психологом, в предыдущем своем воплощении был даосским мудрецом и жил, например, в Китае. Тогда его душа получала один опыт, сейчас - совершенно иной... Но каким-то образом она помнила о своих предыдущих жизнях! Человек, обладающий особыми качествами, приходит в этот мир уже мудрецом и, по истечении ряда лет, начинает делиться своими знаниями с другими. Но при этом он набирает ментальную сторону: учится в университете, пишет научные статьи... Он как бы подходит к вещам с другой стороны и знанием, умом постигает то, что когда-то уже познал чувствами. Юнга, например, озаряли необычные видения, связанные с Древним Востоком, что существенно помогало ему продвигаться по пути своих научных исследований.
    Итак, западный взгляд на мир не просто отличается от восточного, - он диаметрально противоположен ему. Если восточному человеку многие явления открываются, прежде всего, через чувства, то представитель Запада познает мир с помощью логики. Такой подход вполне имеет право на существование с одной лишь оговоркой: он все равно страдает однобокостью. Юнг пытался (и немало преуспел в этом) подвести общий знаменатель под эти два способа познания мира, синтезировать их и указать современному человеку качественно новый путь познания себя и своей роли во внешнем мире. Он хотел добиться гармонии в умах и душах, прежде всего, своих пациентов, ведь он был практикующим врачем-психиатром. Однако, его научные изыскания выходили далеко за рамки этой области. Юнг своей жизнью доказал, что человек должен быть гармоничен во всех отношениях, или, по крайней мере, стремиться к этому.
    - Ну, Вы все анализируете, думаете об этом и пытаетесь почувствовать свое отношение к данной теме. Я, честно говоря, еще не дошел до такого уровня...
    - Но Вы сейчас говорите на эту тему, пытаетесь осознавать, анализировать... Давайте снова вернемся к теме поиска в музыке. В чем суть этого явления?
    - Максимум импровизации и, возможно, максимум эксперимента- Для меня любое произведение - это возможность искать. Поэтому из альбома в альбом повторяю несколько произведений и стараюсь найти в них новые сочетания... Мне интересно, как могли бы звучать те или иные вариации... В таком темпе или в другом... В разных стилях подачи музыкального материала... Таким образом можно до бесконечности экспериментировать с теми музыкальными произведениями, которые присутствуют в моем репертуаре постоянно. Я никогда не скажу, что буду играть эту пьесу только так, а не иначе! Всегда, когда прослушиваю свое исполнение в повторе по радио или по телевиденью, очень удивляюсь: неужели это я играю? Я же вообще все не так теперь делаю...
    - Тогда у Вас было одно настроение, сейчас - другое!
    - И поэтому не вижу смысла в том, чтобы меня показывали таким, каким я был раньше, скажем, год назад. Это уже не я! Мне интересно, чтобы люди воспринимали меня таким, каким я есть сейчас. Ведь очень часто на концерты приходят зрители, ожидающие увидеть то, что они уже когда-то видели по телевизору. В свое время, например, я играл разные эстрадные вещички с очень хорошей аккордеонисткой в дуэте. Их начали чаще крутить, потому что они популярные. Но меня сейчас заставь - играть не буду! Тогда мне было интересно, в настоящее время - нет... А телевидение выбрало именно этот момент, который смакуется из передачи в передачу. Это действительно красиво, но здесь я всего лишь как эстрадный исполнитель в глазах публики. И люди придут на концерт ради этого!
    Или вот недавно был прямой эфир в телестудии, где я выступил, как игровой артист: шутил, вел себя как ребенок... Это ведь тоже часть меня: сегодня я такой, завтра - другой... Во время передачи позвонила какая-то женщина и сразу же заказала десять билетов на мой ближайший концерт в Киеве. Люди думают, что это развлекаловка!
    - Но, возможно, это та обертка, под которой спрятаны более серьезные вещи... И тогда она привлечет в зал зрителя менее подготовленного в музыкальном отношении!
    - Вы правы. Именно таким образом я и действую: дотягиваю некоторую часть публики до восприятия серьезной музыки... Это очень важно: всегда оставаться на высоте и еще помочь кому-то подняться на следующую ступень!