* * *
Концерт аккордеониста-виртуоза пройдет в
столичном костеле
1 февраля в
Национальном доме органной и камерной музыки Украины состоится
сольный концерт Игоря Завадского. Любители классической музыки
наверняка получат удовольствие от неповторимого и несколько
необычного переложения классиков...
"Факты", 28.01.2000
* * *
Игорь Завадский ошарашивает Бахом
…Увидев паренька с баяном,
каждый желает услышать до боли знакомое. Дамы из администрации
Президента - "гопака", а крутые, с которыми тоже приходится
встречаться (и которые, как замечает Игорь, так жестикулируют
пальцами, что дай им в руки инструмент - творили бы чудеса) -
"Мурку". Но Игорь Завадский держит марку и исполняет
классические произведения.
…Участники
искренней и душевной встречи узнали много пикантных подробностей из
жизни музыканта: в его доме конфеты хранятся в кубке,
полученном во Франции, соседи изучили практически весь репертуар,
исполняемый, как правило, после полуночи. А еще, Игорь практически
избегает улицы, потому что стоит ему выйти из дома, он сразу же
влюбляется…
Сергей
Цыганков, "День", 14.03.2000
* * *
Лестница на пьедестал
"&":
Как тебе удалось - без денег, без продюсера,
без рекламы - сделать свой талант досягаемым для слушателя и
завоевать имя?
И.З.: Я просто шел к нему
сам, без посредников. И в течение 10 лет его завоевывал. Все это
время я играл в подземных переходах и вешал афиши - чтобы знали кто
и что играет. Но никогда не играл на заказ, а всегда исполнял свой
концертный репертуар - и в Киеве, и на улицах Европы.
Мое имя знают больше простые слои
населения, т.к. богатые по подземным переходам не ходят. И та
"раскрутка", которую делают за деньги, у меня произошла путем
прямого контакта с простыми зрителями.
Но теперь, когда, например, у меня был
сольный концерт в Доме органной музыки, на моих афишах было просто
написано имя и фамилия. Я долго шел к такой афише, когда не нужно
писать, кто я, какие у меня титулы… Просто - Игорь Завадский. Ведь
единственная заслуга человека искусства -это полный зал на концерте.
"&": Игорь, что для тебя значит
музыка?
И.З.: Если сказать одним словом,
то это - состояние. Когда я понимаю, что состояние композитора
становится моим и могу себя убедить в том, что это произведение
написал я, а не он, тогда мне интересно, и такое состояние заражает
зрителя. Они на моих концертах могут и плакать, и смеяться…
"&": Как ты считаешь, есть разница в
восприятии твоего творческого "я" здесь и там, за рубежом?
И.З.: Здесь торжествует вера в
справедливость. Узнав о моем пути, о том, что человек раньше играл в
подземных переходах, но не остался там, а сумел пробиться выше и уже
играет в филармонии, в Доме органной музыки, люди видят в этом для
себя надежду, что они тоже смогут подняться. Я считаю, что для тех,
кто рвется на мои концерты, этот фактор является главным. Они
воспринимают меня как символ надежды. За рубежом во мне видят лишь
музыканта. А здесь - личность, которая сумела чего-то достичь и
реализоваться.
"&": Если бы ты не
стал музыкантом, в чем бы ты еще смог реализовать свой творческий
потенциал?
И.З.: …Главное для меня с
самого детства - быть артистом на сцене. Для меня сам процесс
"переливания крови" по схеме "зритель-артист" - это высшее
удовольствие. Когда я отдаю всего себя, а обратно возвращается в
десять раз больше, в обновленной и энергетически заряженной форме.
Поэтому альтернативой для меня может быть только творчество,
связанное со сценой и зрителями.
Ирина Бурлакова, журнал "Комп&ньон",
20-24.03.2000
* * *
Культпоход с Дмитрием Десятериком
…Аккордеонист Игорь Завадский - экспортная гордость нашей
культуры (наподобие "Динамо" в спорте)...
"Российско-украинский бюллетень" -
электронная газета, 25.04.2000
* * *
Глієр и Горовиць були піонерами київських літніх
музичних вечорів
Чи знаєте ви, що
парки колись були справжнісінькими осередками культури. На літніх
сценах грали духові оркестри, виступали відомі музиканти. Зокрема,
Сергія Прокоф'єва, Володимира Горовця, Натана Мільштейна, Рейнгольда
Глієра, Фелікса Блуменфельда можна було побачити на відомій вам
літній естраді (поблизу Маріїнського палацу).
...Сольний концерт дав і відомий
акордеоніст Ігор Завадський.
- Яка
публіка подобається вам більше?
- Глядачі скрізь однакові. У Києві ж на
мої концерти приходить багато тих, хто слухав мене ще у підземних
переходах. Не зрадили вони мене і зараз. Саме любов залу є
найбільшою винагородою для музиканта.
Марина
Ісаєва, "Хрещатик", 06.2000
* * *
Затюканный Миллениум
-…Есть два берега
Днепра, есть две стороны Крещатика, есть двадцатое и двадцать первое
столетия, второе и третье тысячелетия, - начал Александр Павлович
Быструшкин. - Почему бы не соединить их над Крещатиком символическим
мостом тысячелетий? С двух сторон улицы поставить две высоченные,
все в огнях, конструкции. Ровно в полночь они соединятся и образуют
концертную площадку, на которую потом поднимутся лучшие наши
исполнители. Я уже говорил с Игорем Завадским - он ведь в
крещатикской "трубе" начинал, а теперь знаменитость мировая - он
сказал, что счастлив будет играть НАД Крещатиком.
Соня Титова, "Киевские
Ведомости", 09.10.2000
* * *
Из подземного перехода под Майданом в большие
времена
Три флейты и мягкие
аккорды рояля, плачущие скрипки и переливы органа. Нет, это не
оркестр. Это Игорь Завадский играет на своем аккордеоне.
…Созерцание его игры так же интересно,
как и общение с ним. Его пальцы бегают по клавиатуре, в то время как
выражение лица изменяется с каждым звуком, оно то смеется, то
плачет. Человек и инструмент кажутся одним целым.
…Еще совсем недавно многие киевляне
останавливались, чтобы послушать, как играет Завадский в подземном
переходе на Майдане Незалежности. Бросая пару монет в его чехол от
аккордеона, многие думали, что этот человек с хрупким телосложением,
моложавой внешностью был, возможно, чудо-ребенком из соседствующей
консерватории.
Но они и не догадывались,
что этому ребенку было уже за тридцать и что он принадлежит к числу
известнейших аккордеонистов мира.
…Чуть
более двадцати лет назад юный Завадский, учась в третьем классе
музыкальной школы, дал свой первый концерт на острове Хортица около
Запорожья, его родного города. Чтобы разрекламировать свой дебют, он
расклеил написанные от руки объявления по всем ближайшим пионерским
лагерям. Часовая программа состояла из собственных переложений песен
"ABBA", "Bony M" и других популярных групп, но дабы полностью
показать свои способности, молодой аккордеонист сыграл чрезвычайно
сложный "Полет шмеля" Римского-Корсакова. Это было начало
музыкальной карьеры Завадского…
…"Я
один из тех суперэгоцентристов, которые чувствуют, что одного
признания таланта мало. Им нужен восторг и обожание публики",- шутит
Завадский.
Анна Козьмина, "Kyiv
post", 07.12.2000
* * *
Исполнение как процесс
Только за последние годы
сольные концерты Игоря Завадского состоялись в России, Югославии,
Польше, Венгрии, Словении, Италии, Испании, Португалии, Германии,
Франции. Прошлый приезд в столицу показал, что всех желающих попасть
на концерт зал филармонии вместить не в состоянии, поэтому в канун
третьего тысячелетия И.Завадский дал два концерта.
Совершенно разные стили - индивидуальные
(композиторские) и стили целых эпох; стремление в одном вечере
сконцентрировать всю историю музыкального искусства на кнопочном
аккордеоне - так вкратце можно охарактеризовать декабрьские концерты
Игоря Завадского. Удивительная музыкальность позволяет ему сделать
из аккордеона податливейший инструмент, звучание которого пленяет не
только профессионалов, но и широкую публику. Это доказал аншлаг.
Ведь для исполнителя главное - найти волнующий тембр, который
заставит слушать не только Баха, Моцарта, Бетховена, но и его
самого. Игорю Завадскому присуще еще одно редкое качество - он умеет
создавать музыкальное произведение словно каждый раз заново. Для
него исполнение - это непосредственный процесс. Исполненные им
произведения живые, развивающиеся, стремящиеся, ищущие.
Игорь Завадский очень тонко понимает и
ощущает стиль композитора. Пьесы Вивальди, Баха, Дакена прозвучали с
объективной созерцательностью, нигде музыкант не дал прорваться
непосредственному чувству. В динамике - сопоставления контрастов,
поэтому же принципу колоссальная нюансировка тембром, в
интонировании - предельная точность, чистая атака звука. Исключением
была фантазия Моцарта ре минор, которая произвела едва ли не самое
сильное впечатление. Завадский трактовал Моцарта как одного из
первых романтиков. Личностное начало проявилось здесь и в открытости
чувств, и в психологизме, и в персонификации музыкальных тем,
которые взаимодействовали и развивались по принципу интригующего
сюжета, а не по законам "чистой" инструментальной музыки.
Бетховен в исполнении Завадского был
"переходным звеном" между двумя эпохами, синтезирующими в себе
классицизм и романтизм. В Шопене подчеркнулась роль "поющей"
гармонии и фактуры. А вариации на тему 24-го каприса Паганини
Пальмера Хугеса непосредственно подготовила слушателей ко второму
отделению концерта. Аллюзии на искрометную цыганочку настроили на
восприятие более легкой, эстрадной музыки, в исполнении которой
Завадский с виртуозностью показал неудержимое остроумие и задор.
Яна Иваницкая, "Зеркало
недели", 16.12.2000
* * *
Акордеонні примхи творця
Інструмент Завадського
звучить як справжній портативний орган
Завадського характеризує спрага
до експерименту. Чи не основну частину його репертуару займають
авторські перекладення класики, написаної для органа, скрипки,
фортепіано, навіть флейти з оркестром.
...Він упевнений, що, якби Бах і Моцарт
дожили до винайдення акордеона, вони обов'язково писали б для цього
інструмента. Після одного з паризьких концертів Завадському
запропонували зіграти у французькому оркестрі на своєму інструменті
партію скрипки. Серед планів музиканта - виконати програму, де він
буде акомпанувати відомим українським і російським виконавцям у
різних жанрах.
Коли слухаєш Завадського,
запитуєш себе, звідкіля в людині береться бажання і спроможність
перемінити на свій лад якусь дрібницю у світобудові. Наприклад,
замінити кнопковим інструментом струнні, смичкові, клавішні, ударні
й духові. Зіграти, по-своєму розтягши чи скоротивши регламентовані
паузи, не на "тому" інструменті, не "той" твір і не для "тієї"
аудиторії. Певно, це бажання - примха самого Творця тієї таки
світобудови...
Тарас Антипович, журнал
"ПіК", 18-25.12.2000
* * *
...Его выступления сопровождаются
раскатами грома и кознями недоброжелателей
…Завадского повсюду сопровождает
мистика. Так, например, в Киеве, на открытом концерте в Мариинском
парке, во время исполнения "Токкаты и фуги" Баха… в небе сверкнула
молния и грянул раскат грома - один-единственный раз за весь день!..
Впрочем, козни недоброжелателей тоже вносят некоторое разнообразие в
будничную суету. Во время одного из выступлений в Национальной
филармонии Игорь вдруг обнаружил, что в его новеньком аккордеоне не
работает механика левой клавиатуры. Игорь на свой страх и риск
интуитивно нащупал точку, при нажиме на которую механизм худо-бедно
реагировал, и так доиграл концерт. После концерта отдал инструмент
мастеру, и… каково же было его удивление, когда выяснилось, что
чья-то "заботливая" рука в отсутствие музыканта открутила крышечку
устройства и сделала внушительную вмятину на механизме, отчего его
заклинило.
Недавно у Игоря были
совместные гастроли по России… с Гариком Сукачевым. Игоря выпускали
в первом отделении. "Вообще-то, они ждут нас, - лениво размышляли
рокеры. - Но кто знает, вдруг они и тебя послушают какое-то время.
Если продержишься на сцене больше пяти минут, можешь считать, что
одержал большую победу". Рокеры не лукавили: рок-публика вряд ли
способна вслушиваться в звуки аккордеона, зная, что гвоздь программы
- "Неприкасаемые". На концерте в Уфе Завадский отыграл полноценную
программу - 45 минут. Мало того - его вызывали на бис, позабыв,
казалось, о Сукачеве. Местное телевидение и пресса, а также
поклонники атаковали гримерку Завадского, минуя рок-звезду. Сукачев
очень удивлялся, но Игоря поздравил. Правда, почему-то больше в тур
не звал.
…Кстати, в новогоднюю ночь
Завадский вместе с другими украинскими артистами будет выступать на
символическом Мосту Тысячелетий, который раскинется над Крещатиком -
как раз над тем подземным переходом, где Игорь когда-то начинал свою
карьеру…
Григорий
Свиридов, "Факты", 22.12.2000
* * *
Смелый человек и настоящий артист
Друзья и поклонники Игоря
Завадского отметили в Колонном зале двадцатилетие его творческой
деятельности, за точку отсчета карьеры музыканта взято его первое
выступление в 14-летнем возрасте в пионерском лагере.
…Программу вела телеведущая Светлана
Леонтьева.
"Я знаю Игоря несколько лет,
- сказал народный артист Украины (и в прошлом баянист) Николай
Мозговой, который пришел на концерт с женой. - Игорь Завадский
доказал, что он смелый человек; он играет как настоящий артист, у
него есть контакт с публикой. Это настоящее искусство, а не туфта.
Музыка - всегда музыка, на каком бы инструменте ее не играли".
Наталья
Куляева "Сегодня", 23.12.2000
* * *
Зрителям Первого национального не видать концерта
Завадского
10 и 12 декабря в
Колонном зале им. Николая Лысенко Национальной филармонии Украины
состоятся концерты украинского аккордеониста Игоря Завадского,
известного не только своим исполнительским мастерством и личным
обаянием, но и авторскими переложениями классической музыки для
кнопочного аккордеона, который в нашей стране привыкли называть
баяном.
…Музыкант отмечает 20-летие
своей творческой деятельности. Игорь Завадский уже трижды выступал в
филармонии, но впервые попытается исполнить два концерта подряд.
Подарка любителям классической музыки -
телеверсии концерта - на этот раз не будет. Автор музыкальной
программы Национальной телекомпании Украины "Классик-премьер"
Татьяна Миленина сообщила нам об отказе руководства филармонии
разрешить проведение съемки концерта Завадского, поскольку
телекомпания не может оплатить выставленный филармонией счет.
Так как необходимых денег нет ни у
Завадского, ни у государственного канала, талантливый аккордеонист
сможет встретиться со своими поклонниками лишь в зале филармонии.
Лана Ус, "Украина.Ru", российско-украинское
интернет-издание, 24.12.2000
* * *
Человек-оркестр За двадцать лет музыкальной
карьеры Игорь Завадский сумел убедить слушателя в безграничных
возможностях кнопочного аккордеона
Кнопочный аккордеон, а попросту
баян, в "многодетной" семье музыкальных инструментов долгое время
оставался скромной золушкой. Пока не появился Завадский, которому
суждено было сыграть в судьбе инструмента роль доброй феи.
…Музыкант верит, что если один его
слушатель на следующий концерт приведет еще десятерых, слава его
обязательно настигнет.
- Правда ли, что
в январе на концерте ко дню рождения вы собираетесь аккомпанировать
популярным исполнителям?
- Меня всегда
привлекал эксперимент. В первую очередь, над собой. Интересно не
только показать зрителю, что мой инструмент прекрасен и сольно, и
как аккомпанирующий, но и "попинать" собственный эгоцентризм.
Мне трудно смириться с тем, что настоящий артист
должен играть и эпизодические роли, но это-то как раз - истинная
правда. Относитесь к этому опыту как к эксперименту, а не тенденции.
- Нет ли у вас планов основать
собственную музыкальную школу?
- Это
очень сложный вопрос. Какое-то время я работал в Университете
культуры, где предложил концепцию кафедры аккордеона, но ее
отклонили, потому что там приветствуется лишь эстрадная музыка, на
которую есть спрос сегодня.
-…Я считаю
большим успехом и огромным счастьем, что на мои концерты приходит
слушатель.
- Вы знаете какую-то особую
тайну?
- Вряд ли только это можно
назвать тайной. Во-первых, я стремлюсь каждое выступление сделать
похожим на театральный спектакль. Во-вторых, я своих слушателей
очень люблю, а это всегда чувствуется. А что на концерте главное?
Атмосфера. Моя задача, чтобы у человека, пришедшего в зал,
завибрировали особые струнки души, которые в повседневной жизни "не
звучат".
Светлана Белоус, "Киевский
телеграф", 25-28.12.2000
|