НАСТУПНІ СОЛЬНІ КОНЦЕРТИ ІГОРЯ ЗАВАДСЬКОГО
в київському Будинку актора відбудуться:
22, 23 травня; 30 червня; 1 та 22 жовтня; 26 листопада; 24 грудня.
Довідки та замовлення квитків 097 4842577, 073 0493848
e-mail: abrygida@gmail.com

Про виконавця Дискографія Відео Ноти Концерти Фотогалерея Прес-огляд

Прес-огляд

(склав прес-секретар Ігоря Завадського - Андрій Бригіда)

1992199319941995199619971998

1999200020012002200320042005

2006200720082009201020112012


*   *   *

Четвертый эшелон для звезды номер один


      … Вот уже 13 лет на свой день рождения — 20 января он традиционно устраивает грандиозные концерты в Киеве. Причем подарки предпочитает не принимать, а дарить. Кому? Талантливым артистам, которых пригласил выступить вместе. И это вовсе не открытки и милые пустячки, а необходимая каждому музыканту вещь — новенький инструмент.
      Он прекрасно помнит, как в бытность учебы в киевской консерватории терпеливо дожидался, когда старшекурсники позанимаются на казенном аккордеоне и очередь дойдет до него. Может, потому у него до сих пор осталась привычка работать по ночам и отсыпаться, когда большинство горожан начинают рабочий день. Мы встретились с заслуженным артистом Украины накануне его концерта в столичном МЦКИ «Октябрьский дворец», чтобы поговорить об очередных новаторствах Завадского (уж очень он любит экспериментировать со зрителями и коллегами по цеху) и планах на год грядущий.
      — Игорь, ваши выступления всегда непредсказуемы в плане приглашенных артистов. Кого на сей раз выведете на сцену?
      — Видели модный нынче телепроект «Україна має талант»? Так вот, поиском талантов, но не на экране, а в жизни я занимаюсь уже почти тридцать лет. С тех пор как в 14 лет впервые сольно выступил в пионерском лагере, а последующие представления организовывал уже с привлечением других играющих и поющих детей. С годами этот порыв стал более профессиональным, и разными способами я стараюсь поощрить даровитых людей — не только детей, но и взрослых. Даже для себя две грани таланта вывел. Первая — обаяние. Вторая — артистизм, а с этим качеством нужно родиться.
      Потому, приезжая на гастроли в село или районный центр, первым делом интересуюсь у местных: где у вас тут талантливые люди живут? Перво-наперво это касается детей. Но далеко не каждый ребенок имеет то природное обаяние, чаще они стремятся копировать взрослых. Кривляние в таком деле — огромный минус.
      Часто нахожу не я, а меня по интернету. Например, недавно позвонил совершенно неизвестный мне композитор Александр Михайлов с Западной Украины, просит посодействовать в издании его музыки. Почему бы и нет? Если его произведения достойны, надо помочь. Сегодня я переписываюсь с одним одаренным мальчиком из Краснодарского края, тоже, как и я, аккордеонистом. Сейчас он учит дуэт — финский танец. Поскольку общаемся дистанционно, то генеральная репетиция будет в день выступления.
      Вообще планируется участие музыкантов из разных стран мира, которых я в глаза не видел, а со многими мы играем ансамблем.
      — Слышала о вашей методе, от которой академических исполнителей бросает в дрожь, — вы никогда не репетируете номера с начала до конца перед выступлением да еще и другим музыкантам не позволяете это делать. Что за сценический экстрим?
      — Стиль «в последний момент» чем-то сродни студенческой «последней ночи перед экзаменом» и придает большую пикантность концерту. Действительно, «на потом» оставлены ансамбли с моим однофамильцем — Ваней Завадским из Житомирской области, с которым будем играть концерт Вивальди, оркестр народных инструментов Октябрьского дворца — с этим коллективом исполним произведения Георгия Свиридова, Микиса Теодоракиса, Жоржа Бизе. Руководитель оркестра Виктория Васильева в ужасе, как и солистка киевской Муниципальной оперы Алена Гребенюк — с ней будет номер из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы».
      Так я каждого мучаю в жажде здоровой импровизации. Чтобы произведение не надоедало, никогда не нужно его «прогонять» целиком — только сложные куски. А все оно должно звучать в вашей голове, чтобы каждое его исполнение было как в первый раз. У меня есть такая привычка: репертуар перед концертом, а я каждый месяц выступаю сольно в столичном Доме актера, составляю в последнюю ночь. И только наутро печатаются программки.
      Музыка рождается на сцене с нуля, из-за этого могут быть некоторые технические недочеты, например непопадание в ноты или провалы в тексте. Это — стресс, и благодаря ему — полный экспромт.
      Я ставил себя в стрессовую ситуацию еще в консерватории. У нас был предмет на первом курсе — народное творчество, где невозможно было получить «отлично», для этого нужно знать дисциплину лучше преподавателя, что совершенно невозможно. А не попадал на его лекцию потому, что постоянно просыпал. Когда явился в середине семестра, тут же случайно разбил наушники магнитофона. После чего мне было сказано — на экзамен даже не являться.
      Заниматься пришлось самостоятельно: я проштудировал практически всю библиотечную литературу и пришел на экзамен. В тот раз не сдал никто из студентов, потому что преподаватель полдня занимался мной. А так как к тому времени я уже ездил в разные регионы Украины с концертами, то еще и свои фольклорные наблюдения и множество полезной информации выдал. Мне поставили «пять». Правда, больше я на отлично сессию не сдавал, исключение — специальность: подобных стрессовых состояний, к сожалению, не возникало.
      — А что это у вас за новшество — брать у зрителей интервью вашими помощниками в антракте концерта и после него, а потом собирать и изучать эти записи?
      — Я должен знать в лицо всех своих зрителей, потому тщательно отслеживаю контингент, возраст, чтоб иметь полное представление, для кого играю. Нельзя отрываться от публики. У меня есть благодарные поклонники, которые не пропускают ни одного концерта. Например — научная сотрудница, которая пишет мне стихи и много лет приходит в концертный зал непременно с цветами. Я настолько к ней привык, что сказал однажды: «Если не увижу вас на выступлении, подумаю, что вас больше нет».
      Сцена меня привлекает безумно. Здесь я могу быть сумасшедшим, ненормальным и провоцирую ту же реакцию у зрителей. Они должны погружаться в состояние, близкое к медитации, засыпать (что тоже отлично), или возбуждаться. Дети так вообще непредсказуемы, могут бегать по залу, танцевать, прыгать — все это я приветствую.
      Однажды был показательный случай. На мой концерт, проходивший параллельно с выступлением Владимира Спивакова и его «виртуозов» в Оперном театре, пришел украинский режиссер Юрий Ильенко. Мои «агенты» с камерой взяли у него блиц-интервью, спросив о впечатлениях. Юрий Герасимович сказал: «Сегодня я потерял контроль над ситуацией и получил два нокдауна. Сначала я возмущался и хотел уйти — нельзя так уж чересчур эмоционально играть классику. Это неправильно. Но позже «очнулся» от аплодисментов».
      Это и есть мой «рецепт». В первом отделении играю классику, задействовав у человека глубины подсознания, во втором — попурри из эстрадной музыки, постепенно выводя его из этого состояния.
      — Каждый год ваш концертный день рождения проходит в зале с большим количеством мест. Поклонники не вмещаются?
      — Вообще-то я не люблю большие залы, просто большое количество людей стремятся попасть на концерт. Первые выступления в день моего рождения проходили бесплатно. В 1999-м в Дом учителя, где в зрительном зале — 500 мест, пришли около 2 тыс. человек, даже на лестницах и в фойе люди сидели и стояли. Позже я ввел пригласительные и взял больший зал. С пятого концерта стал билеты продавать, чтобы на эти деньги можно было благотворительностью заняться — небольшие презенты талантам дарить. Так концертными площадками стали Национальная филармония, Дом офицеров, Киевская оперетта, в 2006-м замахнулся на Дворец «Украина». К слову, был первым аккордеонистом, выступившим с классическим репертуаром на самой большой площадке страны. Тогда я проводил другой эксперимент — до последнего не хотел знать, сколько билетов продано. Мне не верили, что можно собрать полный зал, тем более когда одновременно со мной во Дворце спорта играли после долгого перерыва «Братья Гадюкины», а в Национальной опере — снова легендарный Спиваков. Тут нужно иметь в виду: мой инструмент на любителя, имя — не сильно раскрученное, рекламы практически никакой.
      И снова без репетиций приглашенные артисты играли сложнейшие произведения Баха, Брамса, Моцарта. Все номера попали на видеопортал YouTube.
      …Меня вообще-то часто упрекают в том, что играю простую музыку, а я такие слова как комплимент воспринимаю. Ведь особо сложно «выдавать» произведения узнаваемые, когда все знают, как они должны звучать. Признаюсь, я даже на концерты других исполнителей не хожу: боюсь случайно кого-то скопировать. Хочу быть первопроходцем.
      Я придумал «Либертанго» («Танго свободы» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы) исполнять пульсирующим аккордом, на который накладывается ритм. Мало кто из моих коллег знал, что это технически вообще возможно. В 1997-м меня пригласили поучаствовать в записи программы «Шлягер года». Во время исполнения я так неистово колотил пальцами по басу, что кнопки аккордеона запали. Мне пришлось импровизировать на одном постоянно звучавшем басу — почти как Паганини на одной струне.
      В мире существуют сотни версий «Либертанго». В 2005-м я посетил фестиваль в Италии в качестве гостя. Оказалось, что директор этого музыкального форума — Ренцо Руджьери, неофициально признанный одним из лучших джазовых аккордеонистов мира, коллекционирует варианты звучания «Либертанго». После того как я сыграл свой вариант, мне вручили диплом за подписью Руджьери за самое оригинальное исполнение Пьяццоллы. Очень мало кто из музыкантов может по-настоящему оценить авторское прочтение исполнителя…

Людмила ДЕНИСЕНКО,
еженедельник «2000»,
15.01.2010

*   *   *

АККОРДЕОНИСТ ИГОРЬ ЗАВАДСКИЙ:
"В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ Я, НАВЕРНОЕ, БЫЛ ЛЕТЧИКОМ-ИСПЫТАТЕЛЕМ"



      13-й год подряд известный музыкант традиционно в свой день рождения выступает с благотворительным сольным концертом. В этом году он подготовил три разные программы. Один из концертов состоится в Октябрьском дворце… В зале будут зрители из 27 стран, включая поклонников из Аргентины и Австралии. Кроме Игоря, на сцену также выйдут молодые таланты и оперная певица Алена Гребенюк. Состоится и презентация первого клипа Игоря на тему "Либертанго" Пьяццоллы. Музыкант так активно занялся подготовкой к концерту, что спал всего по два часа в сутки. Организм не выдержал таких нагрузок, и Игорь слег с температурой. Но, несмотря на слабость, Завадский продолжает репетировать по четыре часа каждый день. Этому железному правилу музыкант следует уже много лет.
"Чем больше инструменту лет, тем лучше он звучит"

      - Кнопочный аккордеон, на котором я играю, у меня уже десять лет, - рассказал Игорь "ФАКТАМ". - А до меня он 16 лет служил другим музыкантам… Его многократно переделывали... Инструмент, как хорошее вино: чем больше ему лет, тем лучше он звучит. Но это касается только качественных изделий.
      - Череда новогодних праздников заканчивается у вас днем рождения. Как праздновать будете?
      - На сцене. Своими январскими выступлениями я продлеваю зимние праздники. Рад, что в этом году смогу дать сразу три сольных концерта: 20 января - в Октябрьском дворце, а 21 и 24 января - в столичном Доме актера. Все концерты объединяет одна идея - это мировые хиты классической и эстрадной музыки разных времен. Правда, меня пугают, что в эти дни ожидаются сильные морозы, и люди могут не прийти.
      - В вашей практике такое уже было?
      - На одном из моих традиционных концертов пришлось поволноваться. Мороз достигал 30 градусов, и я очень переживал, заполнится ли зал, но был аншлаг. Это лучший подарок ко дню рождения. Перед этим праздником у меня всегда горячая пора. Я же сам организовываю все, ведь нет команды, спонсоров, только один помощник.
      … Готовлю массу новых произведений: классика, эстрада, музыка из кинофильмов и даже хит, с которым Александр Рыбак победил на "Евровидении" в 2009 году.
      - Пытаетесь таким образом привлечь зрителя?
      - В первую очередь стараюсь исполнять музыку, прошедшую испытание временем. А на "Сказку" сделал легкую пародию. В последнее время меня почему-то часто сравнивают с Александром Рыбаком. Впрочем, как и его со мной (смеется). В своем видеоприглашении на концерты я исполняю хит Рыбака "Сказка" - ночью выхожу на мостик, который ведет к Октябрьскому дворцу, и играю на аккордеоне. Меня снимали любительской камерой, но получилось неплохо. Этот ролик можно увидеть на моем сайте.

"Мое заветное желание - чтобы вовсе не спать"


      - Новый год вы как встречали?
      - По традиции вместе со своим аккордеоном. Естественно, загадал желания, хотя они и нереальные. У меня так много дел, что не хватает времени на сон. Поэтому и мечтаю, как бы сделать так, чтобы не хотелось спать. Без сна могу продержаться только двое суток. Правда, сейчас я вплотную подошел к осуществлению своей мечты: четыре дня спал по два часа, а на пятый день не ложился вообще. Честно говоря, после этого свалился с температурой. А вторая моя мечта, чтобы в сутках было 25 часов.
      - На что бы потратили дополнительный час?
      - Конечно, на репетиции! Надо сказать, до настоящего времени все мои мечты сбывались. Так что все может быть...
      - Научиться управлять самолетом тоже было вашей мечтой?
      - Один из телеканалов предложил посадить меня за штурвал двухместного самолета, чтобы определить уровень моего страха. Я с детства побаивался высоты. Пытаясь преодолеть этот страх, специально взбирался на высокие здания и смотрел вниз. Но это не помогало. А тут вдруг испытал такие эмоции! В маленьком самолете ощущения совершенно другие, чем в большом пассажирском лайнере. Только поднялись с пилотом в воздух - страх сразу же исчез. Сначала мне хотели доверить штурвал секунд на 20, но я управлял самолетом целых 10 минут.
      Теперь мне кажется, что в одной из прошлых жизней был летчиком-испытателем (смеется)... Недавно сел за руль спортивного "Ламборджини"… Меня попросили найти музыкальные ассоциации с этой моделью. Услышав рев ее двигателя, я сразу представил "Летнюю грозу" Вивальди. За рулем находиться приятно, но я все-таки уютнее чувствую себя на месте пассажира. А по городу чаще всего передвигаюсь на метро или на велосипеде. Так быстрее.

Лилия МУЗЫКА,
"ФАКТЫ",
16.01.2010

*   *   *

Завадский стал майором и показал пародию на Рыбака


В свой день рождения Игорь Завадский аккомпанировал оперной певице Алене Гребенюк, играл с живым оркестром, ел конфеты от поклонниц и заставил задуматься победителя «Евровидения».
      После засилья фанерных гастролеров столичный концерт аккордеониста Игоря Завадского — просто бальзам на душу. Оказывается, есть у нас еще артисты, после выступлений которых хочется прикоснуться к высокому искусству или, как минимум, сходить в Большой театр…
      Вот уже тринадцать лет подряд музыкант устраивает концерты в свой день рождения. Этот год не стал исключением. В зале Октябрьского дворца был аншлаг.
      На сцену именинник, как заправская звезда, вышел с небольшим опозданием. Все первое отделение он посвятил классическим произведениям… Приятный культурный шок для неподготовленных начался сразу после исполнения знаменитой 14-й сонаты Бетховена… Но особенно тепло зрители приняли «Неаполитанскую песню» Чайковского из его «Детского альбома». Уже в середине действа артиста забросали цветами и коробками конфет, когда последние стали прибавляться со скоростью растущей инфляции, пришлось реагировать на это сладкое безобразие. «Конфет становится все больше, значит, соберемся и скушаем их после выступления», — тоном не вызывающего сомнения заявил артист.
      Концерт, хотя то, что происходило на сцене, меньше всего подходит под это стандартное определение, стал еще и своеобразной «фабрикой звезд». Поочередно на сцену выходили молодые музыканты, с которыми маэстро играл дуэтом, причем большая часть номеров была чистой импровизацией. Кстати, одно из юных дарований оказался однофамильцем артиста.
      В качестве специального гостя выступила оперная дива Алена Гребенюк. Она спела под аккомпанемент Завадского «Аве Марию»… Следующим номером в ее исполнении стала «Хабанера» из оперы Бизе «Кармен». Кстати, во время этого номера зрителей ждал сюрприз: на сцену вышла балерина, которая блестяще станцевала. Вечер превратился в сплошное чествование именинника. Один из друзей подарил музыканту маленький вагончик. «Ну, точно поеду в нем домой», — пошутил Игорь.
      Но самым неожиданным стало вручение музыканту звания майора.
      Во втором отделении артист исполнял современные произведения из репертуара Boney M, ABBA, Джо Дассена, Queen. В завершение зажег зал легендарной композицией Александра Рыбака Fairytale. Кстати, многие отметили, что Игорь еще и внешне похож на юного белоруса. Так что менеджменту победителя «Евровидения» стоит задуматься об их совместном выступлении, а Завадскому осталось только определиться с размером гонорара.

Ирина МИЛИНЧЕНКО,
газета «Новая»,
22.01.2010

*   *   *

АККОРДЕОНИСТ ИГОРЬ ЗАВАДСКИЙ:
"НА СВОЕМ ГЛАВНОМ КОНЦЕРТЕ ГОДА Я ПОДАРИЛ ГАРМОНЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ПАВЛА ВИРСКОГО
СОЗДАТЕЛЮ ЕДИНСТВЕННОГО МУЗЕЯ ГАРМОНИКИ В УКРАИНЕ ИВАНУ СУХОМУ"


Несмотря на сильные морозы, послушать киевского музыканта съехались ценители искусства из 27 стран мира

      По случаю своего дня рождения Игорь Завадский устроил в Киеве три концерта и презентовал новый клип. Любители аккордеона прибыли в Украину из Франции и Англии, Аргентины и Бразилии, США и Канады, Китая и Новой Зеландии... Ну и, конечно же, из ближнего зарубежья - России и Белоруссии, а также практически из всех регионов Украины.
"Самая маленькая гармошка была размером... со спичечный коробок"

      - Со мной выступал и мой однофамилец Иван Завадский - очень одаренный парень, студент житомирского музыкального училища. - Рассказывает аккордеонист Игорь Завадский. - Самый юный участник концертов ученик второго класса Дима Семенов приехал из поселка Кубанский Краснодарского края. Он был едва виден из-за своего баянчика, ножки не доставали до пола.
      В дуэте со мной выступил обладатель самой большой коллекции гармошек в Украине Иван Сухой, который живет в городе Жашкове Черкасской области. Большинство инструментов он создал сам: гармони в форме сапога, в виде пчелиного улья. Самое маленькое его произведение размером... со спичечный коробок.
      - На этой гармонике можно играть?
      - Можно. И звучит она потрясающе!
      - Правда, что ты пополнил коллекцию Ивана Сухого какой-то уникальной гармонью?
      - Я презентовал ему гармонь, которую мне одиннадцать лет назад подарила вдова знаменитого хореографа Павла Вирского Валерия Семеновна. В 1969 году специально для него в Саратове местные умельцы изготовили гармонь... с бубенчиками, на ней можно играть только мажорные мелодии. Такой инструмент в мире единственный! Валерия Семеновна рассказывала, что муж на этой гармони постоянно устраивал концерты на балконе своей квартиры в центре Киева. Это было одно из его любимых занятий.
"Все свои концерты провожу без единого спонсора"

      - Не жалко было расставаться с раритетом?
      - Нет, я стремлюсь передавать хорошие музыкальные инструменты в достойные руки. Иван Сухой - очень талантливый гармонист. Он создал у себя на родине первый и единственный на сегодняшний день музей гармоники в Украине. Когда я передал гармонь Ивану Ивановичу в руки, он тут же исполнил на ней задорную мелодию.
      - Самые дорогие билеты на твой концерт стоили четыре тысячи гривен. Это дороже, чем на выступления некоторых мировых звезд...
      - Для Октябрьского дворца, где я выступал, это абсолютно рекордные цены. Тем не менее билеты раскупили все до единого, хотя многие знакомые пугали меня накануне, что за такую цену, тем более в кризис, никто не придет. Деньги же от продажи билетов потрачены на приглашение на мои концерты самых одаренных юных музыкантов со всех уголков Украины - всего около 300 человек.
      - Правда, что все свои выступления ты провел без единого спонсора?
      - Да, это так. Кроме того, я и организатор, и режиссер своих выступлений.

Ольга СМЕТАНСКАЯ,
"ФАКТЫ",
30.01.2010

*   *   *

Акордеон, танго та інтернет


      Нещодавно на сайті відомого українського музиканта Ігоря Завадського з’явився його перший відеокліп. Ролик на тему «Лібертанго» Астора П’яццолли зняв режисер Володимир Марін. — Відеокліп «Танго свободи» за своєю тривалістю — неформатний, це скоріше невеликий фільм, — каже Завадський. — Це романтична історія про пару закоханих глухонімих, які мріяли навчитися танцювати танго, а ще про те, що у кожного з нас є свій янгол-охоронець, який постійно стежить за нашими діями. Мелодію пристрасного танго виконує тріо: Ігор Завадський (акордеон), контрабас (Іван Лиховид) та ударні інструменти (Костянтин Наполов), у ролі вчителя танців виступив режисер відеокліпу Володимир Марін. Зйомки проходили у Будинку актора та в залі ікон художньої галереї AlexArtHouse. «Танго свободи» можно побачити на сайті www.zavadsky.net.ua; www.youtube.com. Нині Завадський розпочав студійну роботу над записом нового альбому.

Ольга ПРИНДЮК,
«День»
25.03.2010

*   *   *

Девятая планета Игоря Завадского


       Знаменитый гроссмейстер Василий Иванчук похвалил музыканта за то, что еще в пятом классе Игорь осилил второй взрослый по шахматам. Игорь по-спортивному подтянут, даром что ли в юности перепробовал и фехтование, и хоккей, и настольный теннис. А пальцы перебирают кнопки на инструменте, словно Бйорндален закрывает мишени. Даже быстрее. Таков заслуженный артист Украины, лауреат мировых конкурсов аккордеонистов Игорь Завадский. Поводом для нашей беседы стало прошедшее под овации выступление маэстро перед украинскими олимпийцами.
СОЗВУЧНЫЙ С РОНАЛДО И ОЛИМПИЙЦАМИ

      – Исходя из того, что спорт и музыка – сферы творческие, то можно ли одержать яркую победу, будучи заурядным человеком в своем ремесле?
      – Для одного выигрыша, может, хватит и стандартных качеств, но вот чтобы удержаться на уровне, завоевать репутацию, – вряд ли. Мало преодолеть одну, пусть и заметную высоту, надо остаться на ней, поддерживать класс и впредь.
      – То есть, вы согласны, что вершину покоряют фанатично преданные личности?
      – Понимаете, есть фанаты идеи, а есть фанаты дела. Отдаю предпочтение последним, которые всего себя посвящают чему-то главному. Думаю, большинство увлеченных людей и к музыкальным жанрам, и к большому спорту относятся как к игре. На инструменте или с мячом-шайбой. Для них это, если угодно, удовольствие. А те, кто пытается достичь максимальных успехов, преващают эту игру в некую науку. По ней строятся у одних – репетиции, у других – тренировки. Как следствие, они постигают новое, подводя себя к победе в конкурсах и соревнованиях. Но при этом лишь единицы делают из спорта и музыки истинное искусство. Примеры Роналдиньо, Лионеля Месси, Криштиану Роналду – общеизвестны, но не факт, что разгаданы на все сто. Чуть раньше моим любимым футболистом был Зубастик – Роналдо.
      – С кем-то из них знакомы лично?
      – В 2000 году Роналдо пришел на мой концерт в Париже. Оказалось, на многие вещи мы смотрим схожим взглядом. В точных дисциплинах выше какой-то отметки не прыгнешь. То ли дело гимнастика, фигурное катание, шахматы. Кстати, это наглядно показано в кинофильме «В поисках Бобби Фишера», где герой Макса Померанца находит отличный от гениального гроссмейстера вектор победы. Расхожая фраза «Это второй Марадона» уводит от правильного восприятия, ибо смысл в том, чтобы не копировать, а привносить что-то свое, вернее от себя! Публика жаждет эксклюзива, и это оправдано.
      – В Международном центре культуры и искусств вы играли для номинантов и гостей Всеукраинской церемонии «Герои спортивного года». Скажите, они для вас – родственные души?
      – Конечно! Мне было очень престижно по приглашению НОК Украины принять участие в таком вечере. Ведь их регалии добываются огромным трудом. Мне это тоже знакомо. Кроме того, что должна быть искра Божья, талант и призвание к избранному виду спорта, требуется просто нечеловеческое трудолюбие. Приветствую тех, про кого можно смело сказать – вот профессионал до мозга костей. Родственность душ прежде всего проявляется в самоотдаче, творческом подходе к профессии, стремлении стать первым.
ОТ ПОДЗЕМКИ ДО ТРИУМФА В ЧИКАГО

      – То, что в 1991-м Украина обрела независимость, наверняка упростило атлетам и артистам пути выхода на международную арену. Что скажете?
      – Здесь две стороны медали. В чем-то стало, не удивляйтесь, сложнее! Каждый надеется сам на себя, тогда как раньше государство больше поддерживало таланты напрямую. Это и в музыке, и в воспитании резервов для советского спорта. Музыкальные и спортивные школы обеспечивались из бюджета. Что касается отбора при Союзе – да, он порою был усложнен не в пользу периферии. Но вообще-то сквозь сито пробивались достойные. Так как я именно 19 лет назад окончил консерваторию, то строил себя вровень с нашим суверенитетом. В смысле попадания на зарубежные форумы – здесь и спорить нечего: есть средства, выезжай, пожалуйста. А тут как тут момент спонсорства, ведь чаще всего талантливые без денег. Чтобы попасть на первый свой международный конкурс, я играл в подземном переходе. Почти за бесценок продал солидную коллекцию значков. Так я дебютировал в Югославии и занял достойное четвертое место. Причем инструмент арендовал на месяц – на нем и боролся с фаворитами.
      – По сравнению с клубами и сборными, существуют ли в вашей практике матчи на «чужом поле»?
      – Знаете, такая оказия действительно приключилась летом 2003-го в Чикаго, где регулярно в рамках межконтинентального фестиваля устраивают, если угодно, дуэль между топ-аккордеонистом Соединенных Штатов и лучшим полпредом Европы. Мне достался живущий именно в том американском городе, а вообще выходец из Молдовы и выпускник московской Гнесинки, Стас Венглевский. Каждый играл свой репертуар по 20 минут, а победителя определяли по громкости аплодисментов. То, что удалось выиграть, понял, когда президент фестиваля Джоан Саммерс по настоянию болельщиков (хотя преобладали поклонники Стаса) вызвала меня сыграть на «бис».
      – Игорь, верну вас в Запорожье, город юности. Надо понимать, что в своей «музыкалке» вы занимались бесплатно. Сейчас, по сути, не осталось детских школ, где бы с родителей не собирали денег на форму, аренду залов и т. д. Здесь, кажется, искусство и спорт тоже сравнялись?
      – Тем не менее даже для того, чтобы купить мне самый простой инструмент «Рубин», родителям приходилось подрабатывать. Но за уроки музыки, вы правы, не платили. А нынче? У моих знакомых сын-первоклассник занимается хоккеем на «Льдинке». Им надо было выехать в Беларусь…
      – Можете не продолжать. Пустили шапку по кругу. Смешно, что мы хотим вырастить новых Годынюков, Житников, Христичей, Посметьтевых, тренируя две соседние возрастные группы на полполя с воротами… поперек. И все же, что может тут предложить популярный исполнитель Завадский в качестве решения проблемы?
      – С оценкой согласен. При таких делах шансов у ребенка со временем попасть в НХЛ или КХЛ, о чем тот мечтает, – почти нет. При Союзе четко было известно, кто за что отвечает, кто кого готовит, но потихоньку старый ресурс исчерпался. Сегодня тренеру не на кого уповать, кроме как на себя или друзей-банкиров. Но это единичные примеры. В стране нет базы для появления будущих чемпионов, что аукнулось нашим олимпийским командам в Ванкувере. Без стабильной государственной поддержки одного лишь меценацтва не хватит. Вот я взял шефство над способным парнишкой из Днепропетровска. Звать его Женя Ковалев. Постоянно приглашаю на выступления. Он совершенствуется, недавно записал его на диск. Когда стал первым на всеукраинском конкурсе среди училищ, ему назначили губернаторскую стипендию. Аж 400 гривен. При том, что классический «Юпитер» российской фирмы тянет на 10 тысяч евро. Такого у него нет – играет на одолженных. Но бывают ведь и прочие поощрения. Скажем, наш дуэт звучит в моем новом альбоме «9-я планета», презентация которого пройдет на концертах в Доме актера 21 и 22 мая. Как раз накануне Дня рождения аккордеона (23 мая).
«ВЕРЮ В НАШУ ПЕРСПЕКТИВУ»

      – Сугубо в вашем сегменте искусства, является ли число личных наград свидетельством реального благополучия? Можно ли решить вопрос через высокие расценки билетов?
      – Понятное дело, нет! У каждого исполнителя наверняка есть особо памятная победа. Мне дорога, например, завоеванная в Италии «Золотая лира-1995», которая приносит 100 баллов из ста. Впрочем, самое высокое признание – не так медали с конкурсов, как полные залы зрителей, их любовь и благодарность. Что касается кассового сбора, то в порядке разового эксперимента здесь, в МКЦИ, незначительная часть мест достигала 4 тысячи гривен. Однако адресатов этих билетов заранее предупредили, что каждый его приобретающий, одновременно оплачивает большое число одаренных школьников со всей Украины, в том числе их проезд в столицу.
      – Слышал, что вы не только музыкальный промоушн делаете, но и спортивный – чуть ли не открыли для большого футбола Павла Шкапенко?
      – Правда здесь только то, что Паша жил со мной в Запорожье по соседству, а мы с друзьями сколотили любительскую команду «Олимп» на Кубок области. Кто-то из основы получил травму, и я не мог отказать юному другу. Что вы думаете, дважды выйдя на замену, он дальше закрепился в «старте», и в итоге 12-летний школьник среди взрослых дядь оказался лучшим бомбардиром всего турнира. Понятно, что я его привлек, но не учил – фамилия Шкапенко к тому времени гремела в стенах металлурговской СДЮШОР. А вот я горжусь, что в гала-матче на НСК «Олимпийский» за артистическо-бизнесовый «Меркурий» против ветеранов «Динамо» был выпущен при 0:3 нашим играющим тренером Владимиром Мунтяном и с его передач успел дважды забить самому Евгению Рудакову! Если поднимете прессу за осень 1993-го, убедитесь, что так и было.
      – В заключение, попрошу прогноз, что ждет украинских олимпийцев в Лондоне-2012?
      – Сегодня вот чествовали Василия Ломаченко и Георгия Зантараю, Ольгу Харлан и как претендентку – Яну Демьянчук. Они все настолько молоды, что их перспектива несомненна. Но уже сейчас надо бросать все силы на стимулирование и поддержку. То есть, речь о вложениях в конкретных спортсменов, призванных представлять страну. Чтобы забота государства ощущалась ими повседневно, а не накануне очередного важного испытания. По этому принципу весь цивилизованный мир ведет политику. Думаю, в любом случае на летних Играх будет с медалями получше, чем на зимних. Потенциал у нас есть.
      – Читатели «Болельщика» убеждены, что и вы продолжите пополнять свою коллекцию.
      – Большое спасибо! Имидж Украины того стоит, об этом не забываю.

Евгений СИВЫЙ,
«Болельщик»
18-20.05.2010

*   *   *

21 и 22 мая в столичном Доме актера соберутся почитатели аккордеона


      В нынешнем году аккордеону, который изобретен в Вене в 1829-м, исполняется 181 год. У музыканта Игоря Завадского существует добрая традиция - уже седьмой раз подряд он отмечает день рождения любимого инструмента мини-фестивалями. 21 и 22 мая в столичном Доме актера пройдут концерты музыканта. Свое мастерство будут также демонстрировать приглашенные Игорем молодые одаренные аккордеонисты Украины - из Киева, Житомира, Ровно, Днепропетровска, Запорожья...
      - Мечтаю, чтобы их имена уже лет через пять любой прохожий на улице смог назвать в числе известных украинских аккордеонистов, - говорит Игорь Завадский.
      На концертах музыканта будут презентованы его новый музыкальный альбом "9-я планета" и DVD "Сказочное путешествие" (сольный концерт этого года из Международного центра культуры и искусств - бывшего Октябрьского дворца). 19 мая, к слову, состоится и телевизионная премьера этого сольного концерта по каналу УТР.

Ольга СМЕТАНСКАЯ,
«Факты»
19.05.2010

*   *   *
Молочанськ слухав Ігоря Завадського
У Молочанській школі мистецтв відбулася творча зустріч
із заслуженим артистом України Ігорем Завадським.

      Всесвітньо відомий акордеоніст приїхав на запрошення викладача цієї школи Олега Бондаренка, з яким вони разом навчалися у Запорізькому музичному училищі імені Платона Майбороди.
      Молочанськ став 88 українським містом, де виступив Ігор Завадський. І це тихе невелике містечко він порівняв із "запущеним раєм".
      У затишному залі школи мистецтв зібралися викладачі, вихованці, їхні батьки.
      Вони із захопленням насолоджувалися творами класиків - Вівальді, Альбіноні, Баха, Чайковського, Монті, Пьяцоллі, сучасною музикою до кінофільмів. Ігор Завадський виконав кілька власних композицій. Відтак відбулося спілкування з глядачами.
      Ігор Завадський підкреслено називає свій інструмент кнопковим акордеоном, як власне його називають у Європі, хоча у нас прийнято його називати баяном. Колись цей інструмент з кнопками називався саме акордеоном, і лише згодом ця назва перейшла до винайденого пізніше клавішного інструменту.
      На своєму п'ятирядному акордеоні Ігор Завадський грає майже двадцять років, щоправда інструмент всередині перероблений і підігнаний під "шульгу". На питання стосовно репетицій, Ігор відповів, що зазвичай займається по чотири години, а головне правило - не пропускати жодної репетиції, яким би майстром ти не був.
      Як відомо, Ігор Завадський намагається за можливості підтримувати юні таланти. Прослухавши після концерту вихованця викладача Єлизавети Савон Дениса Снігірьова, Ігор запросив хлопця разом відпрацювати одну композицію для спільного виступу на ювілейному концерті артиста в січні у Києві.

Віталій ГОЛОД,
«Запорізька правда»
17.11.2010

1992199319941995199619971998

1999200020012002200320042005

2006200720082009201020112012