* * *
Таких, как он, на планете - человек
десять
А если умножить мировой
успех Игоря Завадского на отечественное равнодушие к талантам, то
его волю к победе следует отнести к высокой степени искусства...
"Первые два мои диска, как родные дети:
столько любви и внимания в них вложено. А теперь мечтаю о третьем
"ребенке". Думаю, он скоро появится, потому что это нужно людям, -
рассуждает Игорь. - Часто слышу, что моя музыка многим
продлевает жизнь".
Валентина
Евсеева, "Сегодня", 30.01.2003
* * *
"Первая скрипка" - аккордеон
В последний январский
день, впервые на сцене Национальной филармонии Украины, прозвучала
музыка великого композитора Вивальди в необычной интерпретации:
кнопочный аккордеон, клавесин и камерный оркестр.
Идея и воплощение в жизнь этой программы
принадлежит Игорю Завадскому...
Не
секрет, что в конце 90-х, многие профессионалы, не востребованные
дома, стали массово уезжать за рубеж. Поступали предложения Игорю
Завадскому. Он ездил на гастроли, но каждый раз возвращался.
Благодаря своей фантастической
работоспособности, музыкант многого добился в профессии. Он
виртуозно владеет аккордеоном. Обладает собственным почерком,
вкладывая в каждое исполняемое произведение массу оттенков.
Значительная часть репертуара Завадского - собственное "прочтение"
классики. По словам музыканта, он убежден, что аккордеон -
уникальный инструмент, которому подвластна любая музыка, и своими
интерпретациями довольно успешно доказывает это слушателям на
концертах. Не стало исключением и его последнее выступление.
Музыкант был в ударе. В его игре - гамма
чувств (лиричность, искрометность, экспрессия, виртуозность),
аккордеон звучал, то словно орган, то как свирель, то как труба.
Вторая часть программы подарила
меломанам премьеру. Впервые в филармоническом зале звучал необычный
дуэт, объединяющий современность и старину: кнопочный аккордеон
(Игорь Завадский) и клавесин (Светлана Шабалтина).
Татьяна
Полищук, "День", 04.02.2003
* * *
Репетиция в купе 72-го
- Вам давно прочили звание
народного артиста Украины. Что же не сложилось!
- Участие в акции Человек года принесло
бы мне звание народного, но я два раза отказывался от участия в этом
мероприятии, поскольку это напомнило мне сделку. Посему мне гораздо
важнее брэнд "Игорь Завадский" нежели "Народный артист".
- Стало быть, в стране, где для всех со
званиями открываются определенные возможности, вы их можете не
получить?
- Ногами двери открывать в
кабинеты - не мой стиль общения. К факту получения любой награды
отношусь, как кошка к ласковому слову...
- Вас в дороге узнают?
- Обо мне чаще всего знают, но в лицо
узнают гораздо реже. Поскольку я езжу с кнопочным аккордеоном, то
мне часто рассказывают об Игоре Завадском, и спрашивают, не знаком
ли я с ним.
- А вы с ним знакомы?
- Я отвечаю, что первый раз о нем слышу.
Но все же в конце поездки раскрываюсь и обязательно дарю на память
какой-нибудь сувенир. Хотя бы в качестве компенсации за причиненные
неудобства, ведь дорога - это идеальное место для репетиций. Мне
часто помогают проводницы, предоставляя служебное купе, где я могу
быть наедине с аккордеоном.
- На каких
маршрутах вас можно услышать чаще всего?
- Путешествую много, но
чаще всего в прекрасном фирменном поезде №72 Киев-Запорожье, который
связывает меня с родителями.
- А что еще
вас связывает с железной дорогой?
- Мундир сержанта железнодорожных
войск!
- Где привелось служить?
- Да это другая история. Один
генерал-лейтенант железнодорожных войск, в декабре 2001-го пригласил
меня участвовать в концерте, после которого между нами возникла
взаимная симпатия. В связи с тем, что этот концерт для командного
состава в управлении железнодорожных войск удался на славу, а также
в связи с тем, что в последствии я выбил с первой попытки из
пистолета Макарова 28 очков из 30 (хотя до этого никогда пистолет в
руках не держал), в 2002-м в день моего рождения мне вручили форму с
сержантскими погонами. Так я и стал почетным сержантом
железнодорожных войск Украины.
Александр
Хитров, "Магистраль", 07.03.2003
* * *
Музыка исцеляет души, но может быть и убойным
оружием
- Если уж речь зашла об
оружии, как о непременном атрибуте человека военного, не считаете ли
вы, что в профессии музыканта, артиста и военного есть связующий
элемент, нечто общее?
- Несомненно.
Общность, в первую очередь, состоит в том, что, выбирая и ту, и
другую стезю (сюда же можно отнести, например, и врачей, и учителей,
и пожарных), человек заведомо должен быть готов к подвигу. Не к
"хорошо оплачиваемому" подвигу, заранее зная, что тебя отблагодарят
и оценят. Подвиг - это веление души, твоя потребность защищать,
учить, исцелять физически и духовно. В моем понимании совершить
подвиг - значит сделать что-то очень важное для жизни другого
человека. Если мои слушатели выходят с концерта насыщенными,
вдохновленными, если мне удастся разбудить их душу - для меня это
огромное событие.
- Очевидно, случается,
что не всегда аудиторию в концертном зале составляют поклонники.
Бывают на концертах и случайные люди, настроенные скептически, а
порой и враждебно. Перевести их из "стана врага" в "стан союзника" -
задача не из легких и требует, очевидно, невероятной мобилизации...
- Имея в руках оружие, необходимо
постоянно совершенствовать свое мастерство, чтобы оно било без
промаху. Установленную мной планку я стараюсь постоянно поднимать,
стремлюсь каждое выступление сделать похожим на театральный
спектакль, причем каждый последующий - лучше предыдущего. Для меня
концерт - это военные действия, а каждый день - тщательная
подготовка к ним.
Мне очень важно, чтобы
люди, слушающие мой инструмент, стали союзниками, поняли меня и мою
музыку. Я должен поднять их на такую высоту, которая даст
возможность по-другому оценить себя, свою жизнь и открыть какие-то
новые миры. К тому же любой концерт - это невероятные
организационные сложности, преодоление чиновничьего бюрократизма, а
иногда и высокомерного отношения к артисту. И поэтому больше
"военное", чем "штатское" слово "мобилизация" здесь как нельзя
кстати.
- У вас тактика
профессионального военного. Может, вы им мечтали когда-то стать?
- Никогда! Очевидно потому, что
изначально солдат должен подчиняться. А я всегда любил командовать.
Пожалуй, с кровью передалось мне желание отца, окончившего в 1941
военное училище, быть командиром. Война перечеркнула тогда мечту
молодого лейтенанта сделать военную карьеру. Я же, младший, седьмой
ребенок в семье, командовал всеми: братьями, сестрами, родителями.
- Подчинялись?
- Им некуда было
деваться: помню, был у меня бульдог, железная игрушка такая, и если
я чувствовал, что человек не понимает, кто же все-таки командир, я
брал "собачку" в руки и...
- И тот
сдавался без боя?!
- (Смеется).
Вообще-то, я человек "штатский" до корней волос, хотя имею звание
почетного сержанта железнодорожных войск, и в стрельбе из пистолета
Макарова показал неплохие результаты. К военной же аудитории на
своих концертах отношусь очень хорошо. Так уж сложилось, что они -
мои благодарные слушатели. Особенно те, кто побывал в горячих
точках, пережил какую-то экстремальную ситуацию, военные события.
Очевидно, именно им дано почувствовать переживания, вложенные
композитором в музыку, как автором, и усиленные, дополненные,
интерпретированные мной - исполнителем...
- Говорят: "Красота спасет мир". А музыка?
Может и ей предначертано свыше!
- Я
убежден, если бы в военных событиях, время от времени
разворачивающихся на земле, в первых рядах были музыканты, способные
в стане врага выворачивать душу наизнанку и находить
взаимопонимание, компромисс посредством музыки, то многие бы военные
конфликты были бы исчерпаны, так и не разгоревшись. Музыка - это
лучшая дипломатия и лучшая политика!
Валерия Чайка, журнал
"Камуфляж", 04.2003
* * *
"Янгольські трелі" Ігоря Завадського записано на
компакт-диску
Заслужений артист
України Ігор Завадський репрезентував у нічному клубі "Бінго" новий
альбом "Янгольські трелі". Меломани вже слухали деякі твори з нього,
а тепер усі вони вийшли компакт-диском... Цього разу Ігор пішов ще
далі, уперше записавши соло кнопкового акордеона у супроводі
камерного оркестру в концертах Антоніо Вівальді та дует з клавесином
у творах Йогана Себастьяна Баха і Джузеппе Тартіні. У транскрипціях
Завадського ці мелодії асоціюються зі світлом. Навіть диявол, який,
до слова, був янголом, у сонаті Тартіні "Трель диявола"
перероджується і розкаюється...
"Хрещатик", 21.05.2003
* * *
"Янгольські трелі" Ігоря
Завадського
"Янгольські трелі" -
так назвав свій третій компакт-диск Ігор Завадський.
"Визначальним задумом при створенні
програми цього диску було донести і слухачам торжество світла,
торжество любові, - сказав Ігор. Моя ідея була зробити
максимально доступним те, що є, душевною потребою людей, які
прагнуть прекрасного і знаходять це прекрасне довкола".
Ігор Завадський вірить, що енергетика,
яку він заклав у виконання твору "Янгольські трелі", допоможе людям
краще розпізнавати добро і зло, зміцнювати віру в перемогу над темними
силами.
Ольга Сущенко, "Вечірній
Київ", 22.05.2003
* * *
Известный аккордеонист Игорь Завадский записал
"Ангельские трели"
- Игорь
Завадский - поразительный аккордеонист, - сказал "Фактам"
присутствовавший на презентации "Ангельских трелей" советник по
вопросам культуры и сотрудничества французского посольства Оливье
Гийом. - Для французов аккордеон - инструмент знаковый, во Франции
аккордеон любят и Игоря Завадского хорошо знают, он не раз давал
концерты у нас. Не знаю, откуда у французов эта любовь к аккордеону!
Мне нравится аккордеон, хоть я и не могу сказать, что это мой
любимый инструмент. Знаете, не так давно аккордеон был народным
инструментом для любителей. Но пару десятков лет назад им
заинтересовались профессионалы, стали писать партитуры специально
под этот инструмент, игру на аккордеоне преподают теперь в
консерватории. Появились аккордеонисты, которые играют классическую
музыку так, как это делает Игорь Завадский.
Игорь Завадский уже более двадцати лет
играет классику на аккордеоне и достиг в своем искусстве блестящих
результатов, о чем свидетельствует и его третий диск.
Анна
Баленко, "Факты", 04.06.2003
* * *
Завадский ударил по дьяволу
аккордеоном
Программа этого
альбома состоит из нескольких частей: номера в дуэте с клавесином
(партия клавесина - профессор Национальной музыкальной академии
им.Чайковского Светлана Шабалтина) в сопровождении камерного
оркестра "АRСНI", в сольном исполнении, а также в эстрадной
обработке. Философская концепция нового диска отражает эволюцию
взглядов самого исполнителя...
В
концерте-презентации принял участие камерный оркестр Полтавской областной
филармонии, ведущим солистом которой является Игорь Завадский.
Звучал старинный клавесин, который прекрасно дополнял музыкальную
программу вечера, создавая неповторимую атмосферу в зале.
Виктория Ивченко, "Киевские
ведомости", 24.05.2003
* * *
Киевляне - Астане
Астана радушно встретила
делегацию своего побратима - Киева. Дни культуры этой древней
столицы проходят в нашем городе впервые, и потому на их открытии в
Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой был
аншлаг.
В культурной делегации Киева
оказались люди, которым Казахстан хорошо знаком... Аккордеонист
Игорь Завадский пять лет жил в Экибастузе и там же пошел в первый
класс музыкальной школы.
...Бурю оваций
вызвало у слушателей "Либертанго", исполненное им на бис.
Марина Пархоменко, "Казахстанская правда",
г.Астана, 11.06.2003
* * *
Одинокая гармонь Завадского забрела в
Америку
Из славного города Чикаго вернулся Игорь
Завадский. На другом континенте он принимал участие в 63-м
Международном фестивале аккордеонистов, где участвовало около тысячи
музыкантов из разных стран.
Оказалось,
что Игорь Завадский первый за более чем 50-летнюю историю
американского фестиваля почетный гость из Украины. Он ехал в Америку
ради 20-минутного выступления в трехчасовом концерте и был
предпоследним в программе первого дня. После него шел американец -
самый популярный сейчас в стране аккордеонист Стас Венглевски.
После Токкаты и фуги ре минор Баха в
исполнении Игоря хлопали, как и всем до него. Следом он сыграл
"Адажио" Альбинони, и наступила мертвая полуминутная тишина, а после
- редкие аплодисменты. Игорь недоумевал. Но был в ударе и продолжил
программу, исполнив "Зиму" из цикла "Времена года", и был бум! А
после его визитной карточки - "Либертанго" Пьяццоллы - случилось то,
ради чего стоило ехать в Америку. Публика сорвалась со своих
насиженных мест. Хлопали стоя, кричали, бесновались. Украинский
музыкант три раза выходил на поклон, а накал не стихал. Всем
участникам строго-настрого запретили "бисовать", и он не мог пойти
навстречу залу. И только когда президент фестиваля Джоан Саммерс
попросила его сыграть, он выдал "Шутку" Баха. Американская публика
оказалась сентиментальней европейской: эмигранты видели, как
американки плакали, слушая "Адажио", и не могли аплодировать. Они
утирали слезы.
Наталья Палкина "Киевские
ведомости", 11.07.2003
* * *
Через тернии к звездам!
Именно это подтверждает
жизнь Игоря Завадского: играя в подземных переходах Киева, чтобы
заработать себе на жизнь, - он вознесся к звездам - и стал первой из
них!
Человек, охватывающий фибрами души
весь мир, трель, обращенная к небесам... Так невольно думается,
слушая человека, слившегося со своим инструментом. Его возможности
не знают границ. На народном баяне, известном в кругу музыкантов как
кнопочный аккордеон, он филигранно исполняет скрипичные и органные
произведения классики и современности, он - весь оркестр.
...Его трепетно ждут в соседней России,
с распростертыми объятиями встречают в Западной Европе, а он
остается верным своей стране, где мечтает создать международную
Академию аккордеона. Пару недель назад на 63-й международный
фестиваль аккордеонистов в Чикаго Игорь приехал сам по себе. Но и
здесь, впервые его услышав, исполнители и слушатели без колебаний
отметили - The best of the best!
Геннадий Меш интернет-журнал "Русский
глобус", Чикаго, США, 12.07.2003
* * *
Триумф "Либертанго" Аккордеонист Игорь
Завадский заставил плакать чикагскую публику
Профессионализм оттачивается,
когда исполнитель завоевывает признание жюри различных конкурсов, а
также самой взыскательной публики. Но вот пройден некий рубеж, и
наступает новый этап творчества - музыкант получает право выступить
в качестве почетного гостя на престижных фестивалях. Чикагский форум
- старейшее в стране состязание аккордеонистов, регулярно собирающее
на своей сцене именитых солистов мира. Изюминкой концерта,
открывающего нынешний фестиваль, организаторы решили сделать
своеобразное соревнование американской и европейской школ:
соперником Игоря объявили признанного в Штатах Стаса Венглевского.
Каждому из артистов было отведено ровно двадцать минут, чтобы
показать, на что он способен, - и наш земляк использовал их с
блеском. В числе других произведений украинский аккордеонист
исполнил "Адажио" Томазо Альбинони, чем совершенно покорил публику.
По окончании произведения в зале стояла полнейшая тишина. Говорят,
некоторые американки даже плакали. Ну а после "Либертанго" Астора
Пьяццоллы публика аплодировала украинскому аккордеонисту стоя. В
этой связи президенту фестиваля Джоан Саммерс не осталось ничего
другого, нежели дать свое согласие на то, чтобы гость из Украины
сыграл на бис.
...18 июля сольным
концертом Игоря открывается Фестиваль аккордеонистов в Рейкьявике
(Исландия), причем Игорь - единственный солист, приглашенный на это
мероприятие. Затем исполнитель отправляется в турне по трем
исландским городам...
...Дискуссии,
разгорающиеся вокруг исполнительского мастерства Завадского,
показывают, что профессиональная публика всегда настроена
более-менее критично. Многих в игре музыканта волнует лишь
соответствие или несоответствие определенным общепринятым канонам.
Что ж, так же, как у книги должен быть свой читатель, так и у
исполнителя должен быть свой слушатель. Почитатели Завадского любят
своего кумира в первую очередь за то, что на своих концертах он не
дает им оставаться равнодушными.
Виктория Ивченко, "Киевский телеграф",
№25, 21-27.07.2003
* * *
Известный украинский музыкант был приглашен в США
в качестве почетного гостя
В
Чикаго заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов
Игорь Завадский прилетел на следующий день после боксерского
поединка Виталия Кличко с Ленноксом Льюисом. И таможенник, узнав,
откуда он, воскликнул: "О, Украина, Кличко!"
... - Фестиваль проходил в одном из
залов гостиницы "Шератон". Одновременно в другом зале шел фестиваль
негритянской музыки. Из-за этого произошел даже казус: украинские
эмигранты пришли на мое выступление, заплатив по 12 долларов за
билеты, но вошли не в тот зал и долго удивлялись, почему на сцене
друг друга сменяют негры. Но к моему выступлению успели разобраться
в ситуации.
- Наши соотечественники,
живущие в Штатах, организовали мой сольный концерт для украинской
общины в Чикаго. Затем был прямой эфир на русском радио, после чего
его сотрудники попросили меня выступить. На этом концерте были не
только эмигранты. А вечером выходцы из Украины устроили ужин в мою
честь в одном из самых высоких небоскребов мира. Никогда еще не
доводилось мне побывать в ресторане, который находится на высоте 442
метра...
Сейчас Игорь Завадский
находится в Рейкьявике. В рамках местного фестиваля организовано
четыре его сольных выступления по полтора часа каждое.
Олег
Дмитриев "Факты", 24.07.2003
* * *
Магия украинского
аккордеониста
Игорь Завадский на
сольном концерте в Северном доме в Рейкьявике, Исландия, 18 июля,
пятница, 21:00. В рамках Международного фестиваля аккордеонистов в
Рейкьявике, 2003 г.
Немало времени
прошло с тех пор, когда к нам приезжал исполнитель классической
музыки на аккордеоне. В последний раз это был Ренцо Руджьери в 1996
году, а задолго до него - Гесуальдо, итальянский знаток творчества
И.С.Баха. Украинец Игорь Завадский, который в свои 37 лет уже стал
заслуженным артистом Украины, сумел собрать рекордное количество
зрителей в концертном зале в Северном доме в этот необычайно жаркий
для Рейкьявика летний день.
Многочисленная публика, пришедшая сюда,
была для такого концерта весьма разношерстна. Подобного я не
припомню за все 24 года своей деятельности в качестве музыкального
критика: от самых предсказуемых зрителей до непредсказуемых вовсе.
Из всех 16 произведений, которые
составили программу, только 2 можно назвать традиционной музыкой для
аккордеона - "Тико-тико" (3. де Абреу) и вальс-мюзетт "Индифференс"
(Дж.Коломбо). А вот третья пьеса - "Либертанго" - была написана для
бандонеона известным аргентинским композитором Астором Пяццоллой.
Остальные произведения можно также охарактеризовать как высокую
классику в авторской транскрипции Игоря Завадского для кнопочного
аккордеона.
Концерт начался с
монументальной органной прелюдии Макса Регера. За ней последовала
"Кукушка" Дакена, которая стала весьма удачным продолжением. Токката
и фуга И.С.Баха создали интересное динамическое эхо (которое позднее
будет звучать в некоторых других произведениях барокко). При
феноменальной беглости пальцев аккордеонист продемонстрировал
невероятную технику владения мехом.
Первая часть "Зимы" Вивальди прозвучала
весьма выразительно, изредка лишь прерываемая появлением запоздавших
зрителей. Было интересно наблюдать, как Игорь Завадский в "Концерте
для скрипки с оркестром ля минор" Вивальди сумел оттенить сольную
партию, "консертинос" и тутти, и все это было особенно впечатляющим
в полной драматизма финальной части произведения (Presto).
"Адажио" Альбинони исполнялось с особым
чувством, и совершенно непонятно, как контрапункт, находящийся как
раз посередине между басами и дискантами, мог прозвучать столь легко
и непринужденно. Двух рук исполнителя, пожалуй, было бы маловато!..
Остается лишь предположить, что в аккордеон были встроены
дополнительные кнопки - самых верхних нот для левой руки. Система
напоминает кнопочную панель Джанко 1882 г. (и, что удивительно,
созданную на 100 лет ранее, чем кнопочные панели современного
образца). Однако, каким-то образом все это, а также техника пальцев
с безграничными возможностями, сделали реальностью такие пассажи с
максимальным приближением к оригиналу, но в аранжировке Завадского.
После парящего и штормящего "Лета"
Вивальди (III, Presto) с его невероятным тремоло, Завадский закончил
первую часть концерта особой "Фантазией ре минор" для фортепиано
Моцарта в собственном переложении для аккордеона.
Второе отделение концерта началось с
произведений Фредерика Шопена, которые звучали весьма выразительно.
Вальсы №7 и №14, а также "Ноктюрн" были исполнены в том же стиле.
Здесь чувствовались особый магический лиризм и глубокое вдохновение,
иногда оттененное присущим русской душе ускорением. В программе
также было одно классическое произведение для гитары - "Астурия"
Альбениса. Здесь чувствовались чистота и свежесть.
Во время исполнения "Либертанго"
Пяццоллы Игорь Завадский вынужден был остановиться из-за атаковавших
его фотографов. Он смог продолжить свое выступление лишь некоторое
время спустя. При этом ощущение целостности произведения утрачено не
было.
В виртуозных произведениях Коломбо
и Абреу Завадский был на высоте, что весьма понравилось зрителям.
Номера на бис - "Шутка" Баха и вариации на тему "Каприс" Паганини -
заставили публику подняться со своих мест и устроить исполнителю
бурю оваций.
Это был заслуженный успех
Игоря Завадского.
О.Пальсон, музыкальный критик, "Утренняя
газета", Рейкьявик, Исландия, 22.07.2003 Перевод с
исландского - Й.Карлсон, Перевод с английского - В.Ивченко
* * *
Огромный успех украинского аккордеониста Игоря
Завадского на Международном фестивале аккордеонистов в Рейкьявике,
18-20 июля
ЗВЕЗДОЙ ФЕСТИВАЛЯ был
Игорь Завадский, аккордеонист из Украины, исполняющий классическую
музыку на аккордеоне. Этот чародей, который стал Заслуженным
артистом (сокровищем) Украины в 2000 году, темпераментный,
жизнерадостный молодой человек, очень скоро будет мировой
знаменитостью. Его техника и экспрессия в исполнении произведений
композиторов-классиков настолько превосходны, что чувства исландской
публики и музыкальных критиков были очень глубоко затронуты.
Надеюсь, что Игорь Завадский, даже когда станет суперзвездой, будет
помнить своих друзей, с которыми он познакомился во время Фестиваля
аккордеонистов в Рейкьявике. Мои поздравления Игорю Завадскому.
Йонатан Карлссон, Президент Международного
фестиваля аккордеонистов в Рейкьявике, www.accordions.com, Исландия,
"Еженедельные аккордеонные новости", 01.08.2003; Журнал
"Nygammalt", Норвегия, №4, 09-10.2003
* * *
Музикант Ігор Завадський: "Хто йде назустріч
своїй долі, той ніколи не програє!" Ісландія вшановує українського
віртуоза
Американська
публіка часто має змогу насолоджуватися музичними творами у
виконанні найславетніших музикантів світу, а в маленьку Ісландію на
півночі Європи виконавці класичної музики приїздять не часто. Але
те, що відбувалося в аеропорту Рейк'явіка, коли прибув український
акордеоніст Ігор Завадський, можна назвати подією
загальнонаціонального масштабу. Напередодні цей приїзд широко
розрекламували, що підсилило ажіотаж навколо імені нашого земляка.
Його одразу ж повезли в телевізійну студію і запропонували виступити
в прямому ефірі.
...Цікавим був початок
гастролей - український виконавець вирішив запропонувати на суд
слухачів саме класику, а не сучасні популярні твори. Але президент
Фестивалю Йонатан Карлсон, попередньо послухавши гру Ігоря, не дуже
радив починати з серйозної музики, оскільки, на його думку, вона не
для широкого кола ісландських слухачів. "З цією програмою Ви не
матимете успіху! - констатував президент.-У мене великий досвід, я
бачив багато концертів". Але Ігор Завадський здаватися не збирався.
Концерт, який він дав першого ж вечора свого перебування в
Рейк'явіку, став, як пізніше признався президент фестивалю,
"найбільшим потрясінням за все його життя". Така висока оцінка з
вуст поважного професіонала додала натхнення і самому виконавцеві.
Попри напружену концертну програму, що
виснажувала і фізично, і психічно, невідомо звідки бралися нові сили
для подальшої роботи, навіть на нічні репетиції. Під час своїх
гастролей Ісландією український виконавець розучив новий музичний
твір у стилі бароко - "Перегукування птахів" Жана Рамо.
Особливо слід відзначити концерт в
Окурейрі - одному з ісландських міст на півночі країни. Він був
організований у джазовому клубі, в якому публіка сиділа амфітеатром
на підвищенні. Між рядами стояли запалені свічки, створюючи
неповторну атмосферу. Сам виконавець - у центрі внизу. Слухачі були
зачаровані цим дійством настільки, що в антракті ніхто не бажав
навіть устати. "За емоційністю впливу на аудиторію це був один із
найсильніших концертів у моєму житті, - так охарактеризував Ігор
Завадський свій власний виступ. - Під час таких концертів хвиля
слухацьких емоцій досягає свого максимуму. Це - справжня Містерія...
У такі моменти відкриваються глибини, заховані в людській душі. Те
саме було і в Америці, але той виступ був дуже коротким - лише
двадцять хвилин. Я тільки-но відчув незвичайний підйом, - а тут
треба закінчувати! Під час концерту в Окурейрі, який тривав понад
дві години, все повторилося: і неймовірний контакт з публікою, і
глибинне відчуття цілісності того, що відбувалося...
...Після приїзду в Україну Ігор
розповідав, як під час купання в гейзері він потрапив під приціл
об'єктивів папараці - таке трапилося з ним уперше, тому й стало
неабияким випробуванням. А взагалі, жартує музикант, Ісландія -
перша підкорена ним країна: його тут тепер скрізь упізнають! .
Вікторія
Івченко, "ПІК", 22.08.-04.09.2003
* * *
Досконалість межі не знає
...Ігор не зраджує собі,
зберігає стиль, тримає планку. Для молодих він заразом приклад
цілеспрямованості і смаку. Сам же, як людина мудра і вдячна,
зізнається, що натхнення до нього приходить із космосу. Прагнучи
бодай трішки збагнути таємницю вічності, людина долучається до неї
сама. Тому так часто, говорячи про Ігоря Завадського, кажуть:
феноменальний. Не лише через віртуозне виконання, коли вражає
незвичне темброве звучання, не лише через перекладення відомих
творів, написаних для різних інструментів, для кнопкового акордеона,
власні обробки, але й масштабність мислення музиканта, - він
спробував себе і в акордеонному дуеті, і в дуеті з клавесином, і в
супроводі камерного оркестру... Завше чекаєш, який же варіант
експерименту на черзі. Майже стовідсотковий апологет класичної
музики, він постійно в епіцентрі сучасного музичного процесу, чим
"інфікує" колег-музикантів, спонукаючи до пошуку синтезу, чи сказати
б, ефектного і влучного синкретизму, імпровізації.
Нарівні з виконавською діяльністю
активною стала його благодійницька діяльність. Наприклад, пригадую,
як він миттєво відгукнувся на прохання дати концерт для учнів
школи-інтернату ім. Батюка (із вадами зору), у музеї Тараса Шевченка
(1998 р). У цьому ж музеї він свого часу започаткував традицію
відзначати день народження благодійним концертом. Згодом відзначення
перенеслося до сусіднього Будинку вчителя, але й тамтешня,
просторіша зала, не вміщує всіх бажаючих привітати іменинника і
прийняти дар від нього. До слова, саме в музеї - тепер Національному
музеї Тараса Шевченка - Ігор неодноразово представляв нові програми,
готуючись до конкурсу, зустрічаючись із прихильниками у "Музичній
вітальні" музею, даючи концерт для представників дипломатичного
корпусу в Україні.
…Ігор Завадський
творить свій світ, де на сторожі добра - музика. Маленький принц,
який своїм інструментом, як трояндою, хоче перетворити планету на
світ добра і краси, вірячи, що меж досконалості немає...
Тетяна Чуйко, журнал "Українська
культура", №9, 2003
* * *
"Моя сильная сторона в том, что я -
левша..."
- Игорь, в последние
годы о вас много пишут, причем единогласно - только хорошее. Вам не
надоедает такое однообразное (пусть и положительное) отношение к
своей персоне?
- Честно говоря, это
было для меня очень важно когда-то давно. ... я прекрасно помню, с
чего начинал - ноль внимания ко мне и ноль интереса к моему
творчеству. Ведь человек искусства не может привлечь к себе внимание
одними концертами, нужно еще, чтобы о нем постоянно писали и
говорили.
- Легко ли было добиться
всеобщей любви и популярности? Достаточно для этого просто надеть на
себя маску "хорошего парня"?
- Каждый
человек примеряет на себя различные маски, тем более - актер. В
одной маске он общается со зрителями, в другой - с журналистами, в
третьей - с коллегами. Если хочешь удержаться в "системе", нужно
следить за тем, как себя ведешь, что и о ком говоришь. Люди
искусства вообще очень зависимы. Но лично мне интереснее всего
играть самого себя. Если у меня и есть маска, то она очень
незначительно отличается от моего настоящего лица, и "надеваю" я ее
скорее из деликатности, а не из желания кому-то понравиться. Нет
смысла показывать, что ты лучше, чем есть на самом деле.
- Вы с детства занимались только
музыкой?
- Нет, мои увлечения были очень
разнообразными. Я занимался разными видами спорта, ходил на танцы и
хор. Поэтому когда в одиннадцать с половиной лет пошел в музыкальную
школу, это стало для меня лишь одним увлечением из многих. Кстати,
родители считали, что это ненадолго. Но мне очень повезло с первым
учителем, у которого я три четверти проучился в Казахстане. Потом
семья переехала, и первый класс музыкальной школы я оканчивал уже в
Запорожье, где тоже был прекрасный педагог. Так что первое время я
ходил в музыкальную школу не столько заниматься, сколько общаться с
преподавателями, которые, как люди, были мне чрезвычайно интересны.
- То есть, если бы во время занятий
спортом вам попался хороший тренер, то вы бы стали спортсменом?
- Скорее всего, так и было бы. Но я
счастлив, что увлекся музыкой, и уверен, что мое предназначение
именно в том, чем я занимаюсь сейчас.
-
В детстве у вас были кумиры? Вы завидовали кому-нибудь?
- В подростковом возрасте у меня был
образец для подражания - профессор консерватории Николай Иванович
Ризоль - первый баянист, получивший звание народного артиста. У него
всегда было особое отношение к музыке - он буквально жил ею. День,
когда мы с ним познакомились, стал одним из самых ярких и счастливых
дней в моей жизни. Николай Иванович - мой самый верный зритель, он
по сей день ходит на все мои концерты в Киеве. А совсем недавно в
одном из своих интервью он сказал, что теперь может быть спокоен,
так как есть, кому продолжать его дело. Я счастлив, что в моей жизни
есть такой пример для подражания и надеюсь, что в будущем сам стану
для кого-то таким же примером.
Что
касается зависти, то нет: я никогда никому не завидовал. Наверное,
потому, что в жизни мне всегда везло. Меня постоянно сопровождал
успех - и на выступлениях в пионерских лагерях, и на больших
концертах. Я всегда стремился быть первым - в школе, на сцене, - и у
меня это получалось. Было достаточно возможностей себя проявить, я
ими пользовался, а мелкие неудачи, если они и были, ни в коей мере
не отравляли моего существования.
- А,
добившись успеха, вы почувствовали зависть коллег?
- Тех из них, кто относится ко мне
доброжелательно, можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что у нас
существует негласная иерархия, которая превыше всего. И тот, кто ее
нарушает, считается персоной нон грата.
- Кстати, а в чем секрет вашей
популярности?
- Вряд ли это можно
назвать секретом. Во-первых, я стремлюсь каждое выступление сделать
похожим на театральный спектакль. Во-вторых, очень люблю своих
слушателей, а это всегда чувствуется. Я всегда хотел быть интересным
с академической музыкой для широкого круга и долго формировал
репертуар, который увлек бы и меня, и зрителя...
- Говорят, что на день рождения вы даете
какие-то особенные концерты…
- Да, они
действительно отличаются от остальных. Во-первых, в них всегда много
экспериментов и импровизаций, во-вторых, они бесплатны.
- Вы можете о себе сказать, что всего в
жизни добились сами?
- Каждый человек,
как бы он ни старался строить из себя гения, всего лишь песчинка. И
когда я слышу "этот человек добился всего сам", то в это не верю. В
мире все взаимосвязано: кто-то когда-то его чему-то научил, в чем-то
помог. И когда человек, осознавая это, начинает чувствовать себя
частью Вселенной, он становится на путь мудрости и больше не
находится в зависимости от своего эго. С другой стороны, я считаю,
что все проблемы людей - от заниженной самооценки. А вот в
завышенной самооценке на определенном этапе нет ничего плохого - она
является стимулом для дальнейшей работы. Кстати, есть такая теория,
что для того, чтобы достигнуть самого высокого уровня развития нужно
сначала создать себе максимальное эго, а потом его разрушить.
- Я так понимаю, что первый этап вы уже
прошли. Когда приступите ко второму?
-
Уже приступил. Дело в том, что я большой эгоцентрист, и для меня
главное, чтобы на сцене я полностью властвовал. И вот в последние
два года я разрушаю свое эго тем, что начинаю делить сцену с
другими…
- А, кроме того, тем, что не
пишете на афишах свои звания?
- Действительно, ни на одной афише,
изготовленной после 1 февраля 2000 года, вы не увидите моих званий и
регалий. Просто - Игорь Завадский. Я очень долго шел к тому, чтобы
на афише не нужно было писать, кто я, какие у меня титулы.
Наталья Мичковская, Еженедельник "Киевский
регион", 09-15.10.2003
* * *
Игорь Завадский - "Ангельские
трели"
Секрет популярности
музыканта Игоря Завадского, играющего на кнопочном аккордеоне,
объясняется не только виртуозным исполнением, но и темпом, в котором
он осваивает новые шедевры. А еще Игорь горазд на эксперименты. На
сей раз он играет произведения Баха в дуэте с клавесином.
Фрагменты "Зима" и "Лето" из цикла
Вивальди "Времена года", в обработке Завадского для аккордеона с
оркестром, прозвучат в сопровождении камерного оркестра "АRСНІ". На
диске нашлось место и очередной импровизации Игоря на тему любимого
им "Либертанго" Пьяццоллы.
Оксана Гончарук, "Женский
журнал", 11.2003
|